Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Головкиной Л.А. и Шадриной Е.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2021 по апелляционной жалобе Чернева А.В. на решение Мурманского областного суда от 6 августа 2021 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии Мурманского одномандатного избирательного округа N 10 от 25 июля 2021 года N 8/11 "О регистрации Чернева Андрея Васильевича кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца Чернева А.В. Тихомировой Н.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Мурманской областной Думы от 17 июня 2021 года N 3470 "О назначении выборов депутатов Мурманской областной Думы седьмого созыва" соответствующие выборы депутатов назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 21 мая 2021 года N 121/725 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы Мурманских одномандатных избирательных округов NN 5-11 возложены на Мурманскую территориальную избирательную комиссию.
Решением окружной избирательной комиссии Мурманского одномандатного избирательного округа N 10 от 18 июля 2021 года N 6/8 Чернев А.В, ДД.ММ.ГГГГ, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10.
25 июля 2021 года окружной избирательной комиссией Мурманского одномандатного избирательного округа N 10 принято решение N 8/11 о регистрации кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинутого региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области (далее - Решение от 25 июля 2021 года N 8/11).
Чернев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить Решение от 25 июля 2021 года N 8/11, ссылаясь что регистрация в качестве кандидата в депутаты Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществлена незаконно, поскольку он не являлся субъектом выдвижения избирательным объединением, не представил в избирательную комиссию документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали законные основания для его регистрации кандидатом. Также административный истец указал, что Черневым А.В. не устранены недостатки, выявленные избирательной комиссией, что является основанием для отказа в регистрации на основании подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Мурманского областного суда от 6 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Чернева А.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Чернев А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Мурманской территориальной избирательной комиссией, региональным отделением политической партией "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона (подпункт "б"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что регистрация кандидата осуществлена избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. На основании исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренных подпунктами "б", "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 данного федерального закона оснований для отказа в регистрации кандидата не имелось.
Судебная коллегия с данным выводом суда считает возможным согласится, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Проанализировав порядок выдвижения кандидата избирательным объединением, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений такого порядка, в том числе Устава политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость", согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 31 которого предусмотрено, что к компетенции Конференции (общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых, а в случае выдвижения списка кандидатов кандидатуры и порядок их размещения в списке, предварительно согласованы Президиумом или Бюро Президиума.
Из материалов дела следует, что к заявлению Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о согласии баллотироваться в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва в подтверждение соблюдения порядка выдвижения кандидата избирательным объединением представлены: выписка из протокола заседания Бюро Президиума Центрального совета политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" N 239 от 9 июля 2021 года и выписка из протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от 12 июля 2021 года.
Оценивая доводы административного истца о том, что вышеназванными документами не подтверждается выдвижение избирательным объединением в качестве кандидата Чернова А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд первой инстанции обоснованно признал их несостоятельными.
Действительно, из выписки из протокола заседания Бюро Президиума Центрального совета политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" N 239 от 9 июля 2021 года и выписки из протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от 12 июля 2021 года следует, что кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10 выдвинут Бондаренко К.Н..
Согласно подпункту "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат в случае изменения фамилии представляет в избирательную комиссию копии соответствующих документов.
Во исполнение данных требований закона, Черневым А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в избирательную комиссию 15 июля 2021 года совместно с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10 от избирательного объединения регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области представил свидетельство о перемене имени N, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Администрации ЗАТО города Заозерск Мурманской области, согласно которому Бондаренко К.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", переменил ДД.ММ.ГГГГ фамилию, имя, отчество на Чернев А.В, а также паспорт гражданина Российской Федерации на имя Чернев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "данные изъяты", выданный УМВД России по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки утверждениям административного истца изменение фамилии, имени, отчества Черневым А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период проведения мероприятий по выдвижению его кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, не свидетельствует о приобретении им прав и обязанностей под именем другого лица.
Согласно части 2 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области принято решение о выдвижении кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10 именно Чернев А.В, в прошлом Бондаренко К.Н... При этом, согласно позиции указанного избирательного объединения, сформулированной в суде первой инстанции, оснований для указания в решениях о выдвижении кандидата под новыми фамилией, именем, отчеством до получения паспорта гражданина Российской Федерации на имя Чернев А.В. (ДД.ММ.ГГГГ), не имелось; других кандидатов по указанному одномандатному округу у избирательного объединения не имелось.
Суд первой инстанции в решении также справедливо отметил, что совпадение фамилий, имени и отчества кандидатов является основанием для размещения сведений о кандидатах в бюллетене для голосования в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 5 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а не для отмены решения о регистрации кандидата.
Суд, исходя из материалов дела, также пришел к обоснованному выводу о том, что неустранение Черневым А.В. указанного в извещении избирательной комиссии Мурманского одномандатного избирательного округа N 10 от 21 июля 2021 года недостатка, выразившегося в некорректном указании места рождения в абзаце 4 заявления о согласии баллотироваться (перед местом рождения " "данные изъяты"" проставлено "пос."), не является основанием для отказа в регистрации кандидата по подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Данная опечатка с учетом представления кандидатом копии паспорта, в котором указано место его рождения, не препятствовала окружной избирательной комиссии однозначному восприятию сведений о месте рождения кандидата и не могла являться основанием для отказа в регистрации.
Выводы суда о законности оспариваемого решения избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к повторению позиции, изложенной в административном исковом заявлении, являются несостоятельными, поскольку в полном объеме аргументированно и объективно оценены в судебном решении и отвергнуты как безосновательные.
При таких обстоятельствах решение Мурманского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 6 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернева А.В. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.