Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Головкиной Л.А, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-16/2021 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Белоярского городского округа Свердловской области от 27 мая 2015 г. N 38 "Об утверждении генерального плана Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и поселка Прохладный" по апелляционной жалобе Думы Белоярского городского округа Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 12 января 2021 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя заинтересованного лица администрации Белоярского городского округа Свердловской области Скворцовой Т.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы представителя Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Перевозчиковой Е.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфёновой Е.Г, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
27 мая 2015 г. Думой Белоярского городского округа Свердловской области принято решение N 38 "Об утверждении генерального плана Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и поселка Прохладный" (далее - Решение N 38), которое опубликовано на официальном интернет-портале Белоярского городского округа в сети Интернет https://beloyarka.com.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим Решение N 38 в части включения в границы населённых пунктов Белоярского городского округа Свердловской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: урочища КСП Косулинское Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества: в квартале 46 выделы 11-14; в квартале 48 выделы 28, 32; Косулинского участка Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества: в квартале 69 выдел 10 (с. Косулино); урочища КСП Косулинское Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества: в квартале 46 выделы 11, 13, 15, 16; в квартале 48 выделы 17, 23, 81 (пос. Прохладный), собственником которых является Российская Федерация.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы указанных населённых пунктов Белоярского городского округа Свердловской области с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Свердловского областного суда от 12 января 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые положения признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Дума Белоярского городского округа Свердловской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Администрацией Белоярского городского округа Свердловской области, Главой Белоярского городского округа Свердловской области поданы отзывы о согласии с доводами апелляционной жалобы и об отмене судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Думы Белоярского городского округа Свердловской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и утверждения, а также официального опубликования и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки, в отношении которых возник административный спор, подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем вышеуказанных лесных участков и их таксационное описание включены в государственный лесной реестр, в котором в силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации содержится в частности информация о составе земель лесного фонда, о лесничествах и лесных участках, об их границах, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
При этом из положений части 3 статьи 70.1, а также действовавшей до 1 октября 2015 г. части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтёнными объектами недвижимости, их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площадям; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о переводе земель допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.
Из материалов дела, заключений Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", выполненных в 2020 г, усматривается, что в результате утверждения Решением N 38 генерального плана с. Косулино и пос. Прохладный Белоярского городского округа Свердловской области в границы этих населённых пунктов включены упомянутые лесные участки земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.
Таким образом, нормы части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населённых пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
В период подготовки проекта генерального плана с. Косулино и пос. Прохладный Белоярского городского округа Свердловской области и принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования" (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерстве регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2.2 Порядка согласования Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", как в ранее действовавшей редакции в период подготовки генерального плана с. Косулино и пос. Прохладный Белоярского городского округа Свердловской области, так и в редакции, действующей в настоящее время, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В материалах дела отсутствуют доказательства согласования генерального плана с. Косулино и пос. Прохладный Белоярского городского округа Свердловской области, утверждённого Решением N 38, соответственно, и перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую, с Рослесхозом. Доказательств, свидетельствующих об обратном, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Установив, что согласование с Рослесхозом генерального плана с. Косулино и пос. Прохладный Белоярского городского округа Свердловской области, утверждённого Решением N 38, о включении в земли населённых пунктов лесных участков отсутствовало, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый нормативный правовой акт (в части) не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Закону о переводе земель.
Представленным в материалы дела доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопросы же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 12 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Белоярского городского округа Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.