Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу начальника Якутского отдела вневедомственной охраны - филиала федерального государственного казенного учреждения России по Республики Саха (Якутия) (далее - Якутское ОВО-филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Саха (Якутия") Ахмедова В.Д. на вступившее в законную силу решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Товарищества собственников недвижимости "ТЦ Аквариум" (далее - ТСН "ТЦ Аквариум")
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 47 города Якутска Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ТСН "ТЦ "Аквариум" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСН "ТЦ "Аквариум" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье - начальник Якутского ОВО-филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республики Саха (Якутия)" Ахмедов В.Д. ставит вопрос об отмене вступившего в законную силу решения судьи городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, приводя доводы об его незаконности. Просит направить дело на новое рассмотрение.
ТСН "ТЦ "Аквариум", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы, в установленный срок письменные возражения на жалобу не направило.
Изучив доводы жалобы начальника Якутского ОВО-филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республики Саха (Якутия)" Ахмедова В.Д, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" следует, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
Пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" предусмотрено, что на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.
Основанием привлечения ТСН "ТЦ "Аквариум" к административной ответственности послужили следующие обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи.
ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 35 минут инспектором отделения организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране Якутского ОВО - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Саха (Якутия) ФИО3, в соответствии с главой 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" в целях осуществления контроля исполнения требований законодательства, в области антитеррористической защищенности объектов, проведена документальная проверка торгового объекта - ТСН "ТЦ Аквариум", расположенного по адресу: "адрес".
По результатам проверки выявлено несоблюдение ТСН "ТЦ Аквариум" требований Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" выраженное в отсутствии паспорта антитеррористической безопасности и категорирования торгового объекта.
ДД.ММ.ГГГГ в Окружной администрации города Якутска состоялось совещание по вопросам категорирования и паспортизации по антитеррористической защищенности торговых объектов, и была доведена информация для собственников торговых центров и торговых комплексов, не прошедших категорирование информации о требованиях к антитеррористической защищенности торговых объектов и формы паспорта безопасности торгового объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный торговый объект - ТСН "ТЦ Аквариум" включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории городского округа "город Якутск", подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности.
Согласно списку торговых объектов, не прошедших категорирование согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)", ТСН "ТЦ Аквариум" также входит в указанный список торговых объектов не прошедших категорирование.
До настоящего времени категорирование торгового объекта ТСН "ТЦ Аквариум" не проведено, паспорт антитеррористической защищенности объекта не оформлен, что является нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)".
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ТСН "ТЦ Аквариум" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 100 000 рублей.
Судья городского суда, отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения указал, что в материалах дела отсутствует перечень торговых объектов, утвержденный органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Приложен только список объектов, не прошедших категорирование. Не представлены доказательства, указывающие, что уполномоченным органом Республики Саха (Якутия) письменно в течение 1 месяца после утверждения перечня уведомил ТСН "ТЦ Аквариум" о включение его в указанный перечень. Доказательств извещения ТСН "ТЦ Аквариум" о совещании ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат. Также материалы дела не содержат, кто является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), кто вправе определить перечень торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности. Таким образом, не представлено доказательств, что ТСН "ТЦ Аквариум" включен в Перечень торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности.
С указанным решением не согласилось должностное лицо административного органа.
Вместе с тем рассматривая доводы жалобы начальника Якутского ОВО-филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республики Саха (Якутия)" Ахмедова В.Д, обжалуемый судебный акт законным признать нельзя, оснований для прекращения производства по делу не имелось.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалах дела имеется уведомление первого заместителя главы городского округу "Город Якутск" от ДД.ММ.ГГГГ исх. N "О требованиях к антитеррористической защищенности торговых объектов и формы паспорта безопасности торгового объекта" адресованное руководителям торговых центров и торговых комплексов (по Списку). В пункте 28 Списка указан ТЦ "Аквариум", что подтверждено направлением уведомления.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2019 года N 93-РГ ДСП "Об утверждении Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Республики Саха (Якутия) и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты" в данный перечень включен ТЦ "Аквариум". С учетом грифа "для служебного пользования" в материалы представлена только выписка из данного перечня.
Вопреки утверждению судьи городского суда, в соответствии с положением об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации утвержденным Председателем Национального антитеррористического комитета А. Бортниковым от 17 июня 2016 года N 6, руководителем антитеррористической комиссии по должности является высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель Комиссии).
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенные выше обстоятельства и возражения, которые заявлялись должностным лицом Якутского ОВО-филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республики Саха (Якутия)" ФИО4 при рассмотрении дела по жалобе, судьей городского суда не проверены, надлежащая правовая оценка им не дана.
Согласно статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правонарушение, выразившееся в невыполнении требований антитеррористической защищенности торговых центров, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Однако вышеуказанные обстоятельства судьей городского суда не учтены.
Подобное, формальное рассмотрение дела по жалобе не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом. Допущенные судьей городского суда нарушения повлияли на исход дела.
Вывод о наличии предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для прекращения производства по делу сделан без соблюдения требований названных выше норм.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
При этом в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении не допустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей городского суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключены.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу начальника Якутского отдела вневедомственной охраны - филиала федерального государственного казенного учреждения России по Республики Саха (Якутия) Ахмедова В.Д. удовлетворить частично.
Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Товарищества собственников недвижимости "ТЦ Аквариум" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.