Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Владимировой А.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Протодьяконовой "данные изъяты" к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав посредством системы видеоконференц-связи представителя административных ответчиков Кривогорницына А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения административного истца Протодьяконовой Т.Л, ее представителя Харлампьева В.В, представителя заинтересованного лица садово-огороднического потребительского кооператива "Пищевик" Никитиной М.Р, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Протодьяконова Т.Л. обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N и возложении обязанности предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", садово-огороднический потребительский кооператив "Пищевик", с условным номером проекта межевания 33.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является членом СОПК "Пищевик", которым ей распределен свободный от прав третьих лиц земельный участок с условным номером 33 в соответствии с проектом межевания территории кооператива. На ее обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка в целях ведения садоводства Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее - Департамент) письмом от ДД.ММ.ГГГГ N отказал в удовлетворении заявления по мотиву невозможности установить распределение земельного участка в СОПК "Пищевик" между членами кооператива, а также наличия в отношении спорного участка права пожизненного наследуемого владения.
Данное решение она считает незаконным, поскольку земельные участки закреплены за членами СОПК "Пищевик" в местности "адрес" распоряжением главы администрации г. Якутска от 18 мая 1998 года N 45р, при этом некоторые участки оставлены резервными. В 1998 году право пожизненного наследуемого владения в отношении земельных участков у членов кооператива в соответствии с действовавшим в то время законодательством не могло возникнуть. Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 13 июня 2018 года N 1146р утверждены проекты планировки и межевания территории СОПК "Пищевик, в которых испрашиваемый участок значится под условным номером 33. Согласно сведениям публичной кадастровой карты участок расположен в территориальной зоне С-2А, предназначенной для ведения садоводства. По указанным обстоятельствам, полагает, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен СОПК "Пищевик", в качестве административного соответчика - Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, требования Протодьяконовой Т.Л. удовлетворены частично, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предварительном согласовании предоставления Протодьяконовой Т.Л. земельного участка с условным номером 33 по проекту планировки и межевания территории СОПК "Пищевик", расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик", для ведения садоводства, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", на Окружную администрации г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Протодьяконовой Т.Л. от ДД.ММ.ГГГГ N о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным 33 по проекту планировки и межевания территории СОПК "Пищевик", расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик", для ведения садоводства, в удовлетворении в остальной части административного иска отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Владимировой А.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Протодьяконовой Т.Л. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на законность оспариваемого решения, поскольку административным истцом не подтверждено предоставление ей земельного участка, свободного от прав третьих лиц, к заявлению не представлены документы о распределении земельных участков между членами кооператива, реестр членов кооператива, а также сведения о том, вместо кого Протодьяконова Т.Л. принята в члены кооператива, которым земельные участки были переданы в пожизненное наследуемое владение. Кроме этого, запрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Как следует из материалов дела, распоряжением первого заместителя главы администрации г. Якутска от 28 февраля 1997 года N 115р-2 зарегистрирован СОПК "Пищевик", кооперативу выделено 75 земельных участков, из которых 63 участка были распределены между членами кооператива, остальные числились в резерве как нераспределенные.
Распоряжением главы администрации г. Якутска от 18 мая 1998 года N 45р за 63 членами СОПК "Пищевик" земельные участки закреплены на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно протоколу общего собрания членов СОПК "Пищевик" от ДД.ММ.ГГГГ Протодьяконова Т.Л. принята в члены данного кооператива и ей распределен свободный от прав третьих лиц земельный участок с условным номером 33 согласно проекту межевания территории СОПК "Пищевик", утвержденному распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 13 июня 2018 года N 1146р.
ДД.ММ.ГГГГ Протодьяконова Т.Л. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность для ведения садоводства земельного участка с условным номером 33, расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик".
По результатам рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал Протодьяконовой Т.Л. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой подпункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в протоколе общего собрания сведений о выбывшем члене кооператива, вместо которого заявитель была принята в кооператив, закреплении земельных участков за членами кооператива на праве пожизненного наследуемого владения, а также пересечения границы земельного участка линии градостроительного регулирования (красные линии).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Протодьяконова Т.Л. является членом садово-огороднического потребительского кооператива "Пищевик", ей распределен земельный участок, который является свободным от прав третьих лиц и не относится к ранее предоставленным членам товарищества участкам на праве пожизненного наследуемого владения, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка предоставлены все необходимые документы, пришли к выводу об отсутствии у органа местного самоуправления оснований, указанных в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ N, для отказа в предоставлении заявителю земельного участка.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствующей по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценке представленных в материалы дела доказательств.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ).
Исходя из приведенных положений лицо, претендующие на приобретение в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, должно представить в орган местного самоуправления доказательства своего членства в некоммерческой организации, созданной для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и выделения ему в пользование земельного участка.
Данные требования административным истцом выполнены, материалами дела подтверждено, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Протодьяконовой Т.Л. представлены в Окружную администрацию г. Якутска соответствующие вышеприведенным требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ документы, в том числе, копия протокола общего собрания СОПК "Пищевик", которым она принята в члены кооператива с распределением ей земельного участка с условным номером 33, свободного от прав третьих лиц, копия членской книжки, копия распоряжения об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории СОПК "Пищевик".
Помимо непредставления документов, позволяющих установить распределению заявителю испрашиваемого земельного участка, основанием для отказа Протодьяконовой Т.Л. в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то обстоятельство, что испрашиваемый участок пересекает границы территории общего пользования (границы "красных линий").
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Содержание понятия территории общего пользования дано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (часть 4). Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации); на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи (пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Между тем в ходе рассмотрения дела административными ответчиками не были представлены допустимые и относимые доказательства пересечения спорного земельного участка границ красных линий. Из материалов дела усматривается, что земельный участок по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик" расположен в территориальной зоне С-2А - зона объектов сельскохозяйственного назначения (садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и пр.) и испрашивается для целей садоводства, что соответствует виду его разрешенного использования.
Представленные в материалы дела сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) не являются достаточным доказательством, подтверждающим факт расположения земельного участка в границах территории общего пользования, обозначенной красными линиями, поскольку из графического материала проекта межевания квартала не следует, что спорный земельный участок ограничен градостроительным регулированием (пересекает красные линии). Кроме того, распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 13 июня 2018 года N 1146р утвержден проект планировки и проект межевания территории СОПК "Пищевик" городского округа "г. Якутск", которому заявленный участок соответствует.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о расположении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования в границах красных линий в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, а также доказательств распределения испрашиваемого Протодьяконовой Т.Л. земельного участка иному лицу на праве пожизненного наследуемого владения, суды правомерно пришли к выводу о незаконности принятого решения и в порядке устранения допущенных нарушений прав административного истца обоснованно возложили на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Протодьяконовой Т.Л.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по сути направлены на иную оценку установленных на основании представленных сторонами доказательств фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам, основания для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.