Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Боровлевой В.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по непризнанию имущества муниципальной собственностью незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, представителя заинтересованного лица ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Фирсову С.Ю, полагавших оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Комсомольского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия по непризнанию имущества - линии электропередач от "адрес" ВЛ-10 кВ, фидер N от опоры 59 до ТП-606 на территории оздоровительного лагеря " "данные изъяты"" с кадастровым номером N муниципальной собственностью, возложении обязанности принять меры к признанию указанной ЛЭП муниципальной собственностью, принятию ее на баланс и постановке на учет.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было выявлено наличие на территории Комсомольского района Хабаровского края бесхозяйной линии электропередачи от "адрес" ВЛ-10 кВ, фидер N от опоры 59 до ТП-606 на территории оздоровительного лагеря " "данные изъяты"" с кадастровым номером N.
Указанная ЛЭП с ДД.ММ.ГГГГ находится на учете как бесхозяйный объект, однако ее собственник до настоящего времени не определен. При этом данная ЛЭП может находиться только в муниципальной собственности, так как является опасным объектом, является имуществом, которое позволяет решать вопросы местного значения по электроснабжению. Несмотря на это со стороны администрации Комсомольского района не принимаются меры для признания указанного объекта муниципальной собственностью, что негативно отражается на содержании и эксплуатации указанных сетей электроснабжения.
Определениями Комсомольского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ПАО "Амурский судостроительный завод" и АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - АО "Оборонэнерго" и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований прокурора Комсомольского района Хабаровского края отказано.
Суд пришел к выводу, что принятая на учет как бесхозяйный объект недвижимости ЛЭП не предназначена для решения вопросов местного значения, не используется для электроснабжения поселений Комсомольского муниципального района, обеспечивает электричеством оздоровительный лагерь " "данные изъяты"", принадлежащий ПАО "Амурский судостроительный завод", и Южный дальний приводной маяк, находящийся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, поэтому не может быть принята в собственность муниципального образования.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для рассмотрения порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Комсомольского района Хабаровского края удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального района по непризнанию имущества - линии электропередач от "адрес" ВЛ-10 кВ, фидер N от опоры 59 до ТП-606 на территории оздоровительного лагеря " "данные изъяты"" с кадастровым номером N муниципальной собственностью, на администрацию Комсомольского муниципального района возложена обязанность принять меры к признанию линии электропередач от "адрес" ВЛ-10 кВ, фидер N от опоры 59 до ТП-606 на территории оздоровительного лагеря " "данные изъяты"" с кадастровым номером N муниципальной собственностью, принятию ее на баланс и постановке на учет.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Боровлевой В.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель настаивает на отсутствии у администрации муниципального образования обязанности принять бесхозяйное имущество - линию электропередач в муниципальную собственность, поскольку она не предназначена для снабжения электричеством сельского поселения "адрес" или Комсомольского района, обеспечивает электроэнергией оздоровительный лагерь, принадлежащий ПАО "Амурский судостроительный завод", и объект "Дальний южный приводной маяк" Министерства обороны Российской Федерации.
Представители административных ответчиков администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Министерства обороны Российской Федерации, ПАО "Амурский судостроительный завод" и АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", заинтересованного лица АО "Оборонэнерго" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену принятого по делу апелляционного определения.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ в собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края находится земельный участок с кадастровым номером N, площадью 163865+/-3542 кв.м, из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - под оздоровительный лагерь " "данные изъяты"".
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка установлено ограничение прав в виде аренды на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ПАО "Амурский судостроительный завод" (ПАО "АСЗ"), дата государственной регистрации права аренды ДД.ММ.ГГГГ.
В пределах указанного земельного участка расположено сооружение электроэнергетики с кадастровым номером N - ЛЭП ВЛ-10 кВ, фидер N от опоры N до ТП-606, принятое с ДД.ММ.ГГГГ на учет как бесхозяйный объект недвижимости, право собственности на объект до настоящего времени не зарегистрировано.
Из договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между ПАО "ДЭК" и ПАО "АСЗ", и приложений к нему следует, что ПАО "ДЭК" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через третьих лиц (сетевые организации) оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии ПАО "АСЗ", а потребитель обязуется оплачивать энергию и услуги. АО "ДРСК" является одной из сетевых организаций в рамках данного договора. Согласно приложению N к договору опора N Ф9 ВЛ-10 ЦРП-10 оздоровительного лагеря " "данные изъяты"" является одной из точек поставки и измерительных комплексов, по которым производится расчет за потребленную энергию.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу закона право муниципальной собственности на инженерные сети, в том числе электрические сети и оборудование, презюмируется независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет, а поскольку администрация Комсомольского муниципального района не обеспечила принятие в муниципальную собственность спорной линии электропередач, которая является бесхозяйной недвижимой вещью, и лицо, ответственное за их обслуживание не назначено, пришел к выводу о наличии со стороны администрации Комсомольского муниципального района незаконного бездействия.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно положениям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При таком правовом регулировании, учитывая, что спорный объект - линия электропередач от "адрес" ВЛ-10 кВ, фидер N от опоры 59 до ТП-606 с кадастровым номером N расположен на территории муниципального района, регистрация прав на данную линию электропередачи не произведена, собственник объекта не выявлен, в реестре муниципальной и государственной собственности не значится, в ведение или управление организаций или предприятий не передан, ни у кого на балансе не состоит, является бесхозяйным, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по принятию мер, направленных на признание вышеуказанной линии электропередач муниципальной собственности.
Довод кассационной жалобы о том, что у администрации Комсомольского муниципального района отсутствует обязанность принять ЛЭП в муниципальную собственность в связи с тем, что указанная линия электропередач не предназначена для снабжения электричеством поселений Комсомольского района, судебной коллегией кассационного суда отклоняется, поскольку нахождение линии электропередач в пределах территориальных границ муниципального района влечет обязанность органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу действующего законодательства орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет и в последующем признавать право муниципальной собственности на такие объекты.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.