Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Максимова Я.А. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению АО "Первая башенная компания" к Якутской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, полагавшей оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
АО "Первая Башенная Компания" обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 13.5.5 пункта 13 Приложения N 2 к решению Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", возложении обязанности опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", используемых под строительство антенно-мачтового сооружения сотовой связи и размещения контейнера.
Подпунктом 13.5.5 пункта 13 Приложения N 2 к решению Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года N 157-НПА утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные, в том числе, предназначенные для кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения, в размере 25%, что противоречит принципу экономической обоснованности, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление АО "Первая Башенная Компания" удовлетворено, подпункт 13.5.5 пункта 13 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" в части слов: "для земельных участков, предназначенных для кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения", признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу; с Якутской городской Думы в пользу административного истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ представителем заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Максимовым Я.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных АО "Первая башенная компания" требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на соответствие решения Якутской городской Думы в оспариваемой части положениям Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", считает, что при принятии нормативного правового акта принцип экономической обоснованности соблюден, базовые ставки арендной платы за земельные участки на территории городского округа "город Якутск" установлены на основании проведенного финансово-экономического обоснования, выполненного Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Из материалов дела следует, что Приложением N к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года N 157-НПА (далее также Акт N 157-НПА) установлены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск".
Подпунктом 13.5.5 пункта 13 Приложения N Акта N 157-НПА в редакции нормативного правового акта Якутской городской Думы от 23 ноября 2016 года N 310-НПА для земельных участков, предназначенных для полос отвода водных путей, трубопроводов (земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов), кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения базовая ставка арендной платы определена в размере 25%.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "МегаФон" (арендатор) и департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (арендодатель) заключен договор N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 40 кв.м, с видом разрешенного использования "под строительство антенно-мачтового сооружения и размещения контейнера". Согласно приложению к договору арендная плата установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "МегаФон" и департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска заключен договор N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 40 кв.м, с видом разрешенного использования "под строительство антенно-мачтового сооружения и размещения контейнера". Согласно приложению N к договору арендная плата установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "МегаФон" и департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска заключен договор N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 74 кв.м, с видом разрешенного использования "под размещение оборудования базовой станции сотовой связи, без права капитального строительства". Согласно приложению N к договору арендная плата установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "МегаФон" и департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска заключен договор N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 72 кв.м, с видом разрешенного использования "под установку объекта связи, без права капитального строительства". Согласно приложению N к договору арендная плата установлена в размере 24 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Фактически в 2020 году арендная плата за перечисленные земельные участки рассчитана исходя из базовой ставки 25%.
В результате реорганизации ПАО "МегаФон" путем выделения из него образовано АО "Первая Башенная Компания", которому по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ переданы права и обязанности по вышеуказанным договорам аренды.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в определениях от 11 мая 2004 года N 209-О и от 28 февраля 2017 года N 424-О, исходя из того, что подпунктом 13.5.5 пункта 13 Приложения N 2 решения Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года N 157-НПА базовые ставки арендной платы за земельные участки определены на основании финансово-экономического обоснования, подготовленного Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, которое не содержит каких-либо расчетов, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, базовые ставки арендной платы не дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка, не принята во внимание дифференциация видов разрешенного использования земельных участков, и учтен только бюджетный интерес муниципального образования, пришли к выводу, что при определении базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков, перечисленных в подпункте 13.5.5 пункта 13 Приложения N 2 к Акту N 157-НПА, принцип экономической обоснованности не соблюден, что свидетельствует о противоречии в указанной части нормативного правового акта действующему законодательству.
Судебная коллегия кассационного суда находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы заинтересованного лица.
Ссылка в кассационной жалобе на финансово-экономическое обоснование, выполненное ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова, судебной коллегией отклоняется, поскольку суды нижестоящих инстанций данному документу дали надлежащую оценку и пришли к обоснованному выводу о том, что он не может являться доказательством соблюдения при принятии оспариваемого нормативного правового акта в обжалуемой части принципа экономической обоснованности при определении базовых ставок арендной платы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов кассационном порядке являться не может.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.