Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" филиал Восточный Дубыниной Е.М. на решение Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Лаврик "данные изъяты" к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного истца Лавжель А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лаврик Л.А. обратилась в суд с административным иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России о признании незаконным решения об исключении из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, возложении обязанности восстановить ее в реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и в составе участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ она проживает в закрытом военном городке Министерства обороны Российской Федерации, и с ДД.ММ.ГГГГ была включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из указанного реестра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием необходимого десятилетнего стажа работы в организациях Министерства обороны Российской Федерации. С указанным решением она не согласна, считает его нарушающим ее жилищные права, поскольку она проживает в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка, не имеет отношение к Вооруженным Силам Российской Федерации, ее стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, превышает 10 лет.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Лаврик Л.А. удовлетворены, признано незаконным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России об исключении Лаврик Л.А. из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, на ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России возложена обязанность рассмотреть вопрос о восстановлении Лаврик Л.А. в реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и в составе участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, с ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России в пользу Лаврик Л.А. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России прекратило деятельность, реорганизовано путем присоединения к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ФГАУ "Росжилкомплекс" филиал "Восточный" Дубыниной Е.М. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Лаврик Л.А. требований.
В доводах кассационной жалобы административный ответчик указал, что на момент заключения договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N Лаврик Л.А. трудовых отношений с организацией, подведомственной Минобороны РФ, не имела. Считает, что в общий трудовой стаж гражданского персонала в войсковых частях не включается военная служба для применения льготы, установленной статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР. На момент принятия Жилищного кодекса Российской Федерации стаж работы Лаврик Л.А. без учета военной службы не превышал десяти лет, а сам по себе факт проживания административного истца в закрытом военном городке не является основанием для предоставления государственного жилищного сертификата.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Из материалов дела следует, что на территории закрытого военного городка N место дислокации "адрес" Лаврик Л.А. проживает с февраля 1996 года, первоначально по адресу: "адрес", где согласно копии карточки прописки была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: "адрес" на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между Лаврик Л.А. и ФГУ "Сибирцевская КЭЧ" Минобороны России сроком на пять лет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лаврик Л.А. была трудоустроена в войсковой части N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в "адрес", подведомственной Минобороны России.
С ДД.ММ.ГГГГ Лаврик Л.А. составом семьи 2 человека: она и сын ФИО7 была включена в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, и признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Востокрегионжилье" уведомило Лаврик Л.А. об исключении ее ДД.ММ.ГГГГ из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и числа участников ведомственной целевой программы со ссылкой на несоответствие требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, поскольку ее общий трудовой стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, на ДД.ММ.ГГГГ составил 8 лет 6 месяцев, то есть менее десяти лет.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пришли к выводу о включении времени нахождения Лаврик Л.А. на военной службе по контракту в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в организациях, подведомственных Минобороны России, который с учетом данного периода составляет более 10 лет, что является основанием для сохранения за ней права на льготу, установленную пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, в связи с чем, признали исключение административного истца из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы незаконным.
Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами нижестоящих судов не имеется, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам административного дела.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5 названного федерального закона, далее - Вводный закон).
Статьей 13 Вводного закона предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (пункт 2, далее - Правила), которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, согласно подпункту "б" пункта 5 Правил (в редакции, действовавшей на дату признания административного истца участником подпрограммы) такое право имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Правил названная выше категория граждан для участия в подпрограмме не обязана предоставлять выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к заявлению в уполномоченный орган должны быть приложены наряду с другими документами справка об общей продолжительности военной службы и справка о проживании на территории закрытого военного городка (абзацы первый, пятый и шестой).
В силу подпункта "а" пункта 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
При таком правовом регулировании, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) административный истец проживала в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке и имела необходимый стаж работы в организациях, подведомственных Минобороны России, более десяти лет, суды пришли к обоснованному выводу, что за ней сохранено право на льготу, установленную пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, в связи с чем, она не могла быть исключена из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и состава участников подпрограммы по основанию несоответствия требованиям пункта 5 Правил, тем самым оспариваемое решение административного ответчика противоречит требованиям закона и нарушает права административного истца.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика об отсутствии у Лаврик Л.А. для применения установленной статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР льготы основаны на неверном толковании вышеприведенных положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Учитывая, что обстоятельства административного дела судами установлены правильно, нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены или изменения решения Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" филиал Восточный - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.