Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лощинин Н.В. к Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Уссурийской таможне о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, возложении обязанности исключить из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, по кассационной жалобе Лощинин Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи ФИО15, пояснения представителей Лощинин Н.В. - Лапиной Е.Я, Шин М.М, представителей Федеральной таможенной службы России Емшановой О.В, Лунина М.С, представителя ФТС России и Дальневосточного таможенного управления Татарницкой Н.А, представителя Дальневосточного таможенного управления и Уссурийской таможни Макеич А.И, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лощинин Н.В. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Уссурийской таможне о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, возложении обязанности исключить из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность "данные изъяты". Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N-К был уволен со службы в таможенных органах ДД.ММ.ГГГГ на основании абзаца второго и третьего п. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Основанием для увольнения послужили результаты проверки, проведенной ДВТУ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
В ходе проверки установлено несоответствие сведений, полученных по запросам, и предоставленных им в справках о доходах за 2017 год, а именно недостоверно указан доход, полученный супругой от предпринимательской деятельности, завышение дохода составило 664776 рублей. Сумма дохода супруги от предпринимательской деятельности задекларирована на основании данных, представленных супругой. Указанные данные содержались в справке, выданной бухгалтером.
Кроме того, установлен факт не уведомления им представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов и непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в связи с приобретением его супругой в 2017 году у ФИО8 автомобиля Lexus LX 570 2012 года выпуска.
С увольнением он не согласен, поскольку недостатки, допущенные им при заполнении справки о доходах, имеют несущественный характер, не носят характер заведомо недостоверных и не образуют коррупционного проступка. Приобретение его супругой автомобиля у ФИО8 не могло повлиять на надлежащее исполнение им (истцом) служебных обязанностей. ФИО8 является его хорошим знакомым, они вместе учились, проходили службу в таможенных органах, он являлся владельцем экспедиторской компании, предоставляющей услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по транспортировке перемещаемых через таможенную границу товаров. Родственники ФИО8 осуществляют внешнеэкономическую деятельность в зоне ответственности Владивостокской и Уссурийской таможни, однако он не связан с ними имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Компания, в которой ФИО8 являлся учредителем, не занималась внешнеэкономической деятельностью.
С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным приказ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N-К, восстановить его на службе в таможенных органах Российской Федерации в должности начальника Уссурийской таможни, взыскать денежное довольствие со дня увольнения до дня восстановления на службе в таможенных органах, возложить обязанность исключить его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 18 июня 2020 года Лощинин Н.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено с принятием нового судебного акта, которым в удовлетворении исковых требований Лощинин Н.В. отказано.
В кассационной жалобе и дополнениям к ней Лощинин Н.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Лощинин Н.В. - Шин М.М. и Лапина Е.Я. поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представители ФТС России, ДВТУ, Уссурийской таможни возражали против доводов кассационной жалобы, поддержали письменные возражения ФТС России и ДВТУ.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царева М.Г. в заседании судебной коллегии Девятого кассационного суда общей юрисдикции возражала против доводов кассационной жалобы, поддержала возражения Дальневосточной транспортной прокуратуры.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участников процесса, заключение прокурора, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, не находит оснований для ее удовлетворения.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" указано, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
На сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия сотрудником таможенных органов мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (статья 29.3 закона).
Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника таможенного органа и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.
Пунктом 2 Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утв. Приказом ФТС России от 21.03.2016 N 537, предусмотрено, что должностное лицо обязано уведомить руководителя ФТС России (начальника таможенного органа, начальника учреждения), предварительно поставив в известность своего непосредственного начальника, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в день, когда ему стало об этом известно (при невозможности - в течение рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения).
Материалами дела установлено, что приказом руководителя ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N-Н Лощинин Н.В. был назначен на должность "данные изъяты".
С Лощинин Н.В. заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, впоследствии контракт перезаключался, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ - сроком на один год.
Подпунктами 80, 81 п. 14 раздела III должностной инструкции N 11-08/5, утв. начальником ДВТУ 16.01.2017, подпунктами 80, 81 п. 14 раздела III должностной инструкции N 10-08/261, утв. начальником ДВТУ 29.10.2018, подпунктами 85, 86 п. 14 раздела III должностной инструкции N 10-09/526, утв. начальником ДВТУ 05.08.2019 на Лощинин Н.В. возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в письменной форме непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Приказом руководителя ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N-К за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 8 Федерального закона от 27.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" на основании абзаца 2 и 3 п. 1 ст.29.2 Федерального закона от 27.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" Лощинин Н.В. уволен ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах в связи с утратой доверия.
Основанием для увольнения истца послужил доклад о результатах проверки о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, утв. начальником ДВТУ ДД.ММ.ГГГГ.
Поводом к проведению проверки послужило представление Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ N в адрес начальника ДВТУ, из которого следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействия коррупции должностными лицами ДВТУ, подчиненных таможен и Дальневосточной оперативной таможни выявлены нарушения законодательства, регламентирующего прохождение службы и организацию работы по противодействию коррупции в таможенных органах, в том числе Лощинин Н.В, занимавшим с 2007 по 2015 должность "данные изъяты", с 2015 по 2016 - "данные изъяты", с 2016 - "данные изъяты". Лощинин Н.В, приобретая транспортные средства по значительно заниженным ценам у лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере, меры по предотвращению конфликта интересов не принимал, руководителю таможенного органа о наличии личной заинтересованности не сообщил.
Так, в 2013 сын Лощинин Н.В. приобрел за 100000 руб. у ФИО8 - владельца экспедиторской компании, предоставляющей услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по транспортировке перемещаемых через таможенную границу товаров, родственники которого осуществляют внешнеэкономическую деятельность в зоне ответственности Владивостокской и Уссурийской таможен, водный мотоцикл See Doo Gtk, 2013 года выпуска, таможенная стоимость которого 346000 руб, сумма оплаченных таможенных платежей 144000 руб.; в 2015 Лощинин Н.В. приобрел за 10000 руб. у супруги ФИО10 - владельца складов временного хранения ФИО11, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность в зоне ответственности Владивостокской таможни, автомобиль Toyota Venza, 2014 года выпуска, таможенная стоимость которого 1200000 руб, сумма оплаченных таможенных платежей 909000 руб.; в 2017 супруга Лощинин Н.В. приобрела у ФИО8 автомобиль Lexus LX 570 2012 года выпуска за 2100000 руб.
В представлении также указано, что в результате проверки выявлен случай ненадлежащего анализа работниками кадрового подразделения сведений о доходах и расходах государственных служащих, в частности в справках о доходах "данные изъяты" Лощинин Н.В, его супруги и сына указаны приобретенные объекты недвижимости, рыночная стоимость которых значительно превышает их доходы. Родственникам Лощинин Н.В. принадлежат объекты недвижимости - квартиры площадью 78, 7 кв. м и 111, 9 кв. м, машино-места площадью 15, 9 кв.м. и 19, 2 кв.м, находящиеся по адресу: "адрес", среднерыночная стоимость квартир в данном доме от 15000000 руб. до 20000000 руб, машино-мест - от 1500000 руб. до 2000000 руб. (только кадастровая стоимость квартиры площадью 111, 9 кв.м составляет 10000000 руб.). Общая среднерыночная стоимость указанных объектов недвижимости превышает 30000000 руб. Даная недвижимость приобретена по значительно заниженным ценам, а договор купли-продажи квартиры площадью 78, 7 кв. м оформлен на сына Лощинин Н.В. - ФИО12, 1993 года рождения, которому на момент совершения сделки исполнилось 18 лет.
На основании докладной записки начальника отдела инспектирования и профилактики правонарушений кадровой службы от ДД.ММ.ГГГГ N инициировано проведение проверки соблюдения начальником Уссурийской таможни Лощинин Н.В. требований о предотвращении или урегулирования конфликта интересов.
По результатам рассмотрения докладной записки начальником ДВТУ ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении данной проверки в письменной форме.
Лощинин Н.В. о проведении проверки проинформирован письмом ДВТУ от ДД.ММ.ГГГГ N с приложением соответствующего уведомления.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-КМ Лощинин Н.В. был предоставлен отпуск, по окончании срока отпуска Лощинин Н.В. обязан явиться к месту службы ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем о принятом решении о проведении проверки Лощинин Н.В. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что истец был уведомлен о проведении проверки в установленном законом порядке, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов Лощинин Н.В. при проведении проверки.
В ходе проверки, проведенной кадровой службой ДВТУ совместно со службой по противодействию коррупции ДВТУ и службой по организации таможенного контроля, установлены несоответствия сведений, полученных по запросам и представленных ФИО13 в справке за отчетный период 2017 на супругу ФИО14, а именно, недостоверно указан доход, полученный супругой от предпринимательской деятельности, в справке указан доход в размере 2160000 руб. вместо 1495224 руб. (завышение дохода составило 664776 руб.).
По информации, изложенной в письме УФНС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nдсп, вмененный доход ФИО14 как индивидуального предпринимателя, в 2017 составил 1495224 руб. Иные доходы от предпринимательской деятельности в письме УФНС России по "адрес" не указаны.
Лощинин Н.В. ненадлежащим образом исполнена обязанность, установленная в целях противодействия коррупции ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 в части предоставления достоверных и полных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.
В справке о доходах супруги Лощинин Н.В. за 2017 в подразделе 3.2. "Транспортные средства" раздела 3 "Сведения об имуществе" указан автомобиль Lexus LX 570 2012 года выпуска, принадлежащий ей на праве собственности.
Из объяснений Лощинин Н.В, ФИО14 следует, что указанный автомобиль был приобретен у ФИО8 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства в сумме 2100000 руб. за автомобиль переданы ФИО8 наличными после подписания договора. Автомобиль был приобретен за счет семейных накоплений за предыдущие периоды, сведения о которых были указаны справках о доходах. Копия договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ прилагается к объяснениям.
В ходе проверки была получена информация из органов ГИБДД и ФНС России о том, что по состоянию на декабрь 2019 указанный автомобиль Lexus LX 570 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак А141АА125 в базе УМВД России по Приморскому краю за ФИО14 не числится, автомобиль зарегистрирован на ФИО8, которому произведены начисления транспортного налога за 2016-2018, транспортный налог оплачен ФИО8 в полном объеме. Информация о получении ФИО8 в 2017 прибыли от продажи автомобиля Lexus LX 570 2012 года выпуска в органах ФНС России отсутствует.
Из объяснений Лощинин Н.В. следует, что автомобиль не был перерегистрирован на его супругу в органах ГИБДД ввиду большой занятости супруги. Информация о наличии у его супруги данного автомобиля в справках о доходах указывалась исходя из соображений, что фактическим пользователем и владельцем автомобиля с момента подписания договора купли-продажи является его супруга. Что касается транспортного налога, то он оплачивался ФИО8 При поступлении налогового уведомления ФИО8 сообщал сумму налога его супруге, а она в свою очередь передавала ему требуемую сумму по налогу за 2017 наличными при личной встрече, за 2018 путем перевода требуемой суммы на банковскую карту ФИО8, что подтверждается копиями чеков по операциям.
Материалами дела подтверждается, что денежные средства за оплату налога перечислены ФИО8 в период проведения данной проверки.
Установлено, что ФИО8 с 1995 проходил службу в таможенных органах, последняя занимаемая им должность - "данные изъяты" Владивостокской таможни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По данным ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 являлся директором и учредителем экспедиторской компании ООО "Перспектива". В качестве декларанта товаров ООО "Перспектива" не фигурировало, однако осуществляло деятельность в таможенной сфере, а именно предоставляло транспортные средства при транспортировке участниками внешнеэкономической деятельности грузов через т/п ДАПП Полтавка Уссурийской таможни. По сведениям из региональных баз данных установлены родственники ФИО8, осуществлявшие и осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в регионе ответственности ДВТУ.
Таким образом, Лощинин Н.В. допущен коррупционный проступок, выразившейся в неисполнении обязанности, установленной ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ, а именно не уведомление представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов.
Кроме того, в рамках проверки проанализировано соблюдение Лощинин Н.В. законодательства в сфере противодействия коррупции и предотвращения или урегулировании возможного конфликта интересов при приобретении имущества, сроки проверки сведений о котором выходят за рамки 3-летнего периода, а именно приобретения: в 2011 на имя сына ФИО12 квартиры по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ00 руб, в 2013 на имя сына ФИО12 водного мотоцикла Gtk Limited-260 2013 года выпуска за 100000 руб, в 2014 на свое имя автомобиля Toyota Venza 2014 года выпуска за 10000 руб.
Занижение стоимости недвижимого имущества, приобретенного Лощинин Н.В. для сына, а также на свое имя могло быть способом сокрытия реальных размеров их расходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
В ходе анализа указанной информации были сопоставлены документально подтвержденные доходы и расходы Лощинин Н.В. и членов его семьи за период с 2011 по 2017.
За 2011-2017 общий доход семьи ФИО16 составил 15675723, 35 руб. (без учета подоходного налога 13%), сумма возможных расходов, установленных в рамках проверки (с учетом действительной стоимости имущества) 14491000 руб, что может свидетельствовать о занижении стоимости недвижимого имущества, как способе сокрытия реальных размеров расходов, с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
По результатам проверки указано, что привлечение Лощинин Н.В. к юридической ответственности совершенные им в 2011-2014 правонарушения не представляется возможным в связи с истечением срока, предусмотренного ч. 4 ст. 29.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что указание неполных и недостоверных сведений в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, является неисполнением обязанностей, установленных п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и квалифицируется как неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение сотрудника таможенного органа со службы в связи с утратой доверия.
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий.
Процедура проведения проверки (с учетом принятого решения о продлении сроков проведения проверки до 04.01.2020), предусмотренная Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, соблюдена.
При применении взыскания в виде увольнения ответчик учел характер совершенных сотрудником таможенного органа, занимающим должность руководителя, коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых они совершено, а также факт привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N.
Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о нарушении ответчиком порядка проведения проверки.
Федеральным законом от 03 августа 2018 года N289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 253) определена система таможенных органов, которая состоит из: федерального органа исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России); региональных таможенных управлений; таможен; таможенных постов.
В пункте 5 Общего положения о региональном таможенном управлении (РТУ), утвержденного приказом ФТС России от 31 мая 2018 года N832, указано, что РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ.
На РТУ, согласно пп.69 п.6 Общего положения, возложены полномочия по проведению служебных проверок, проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы в РТУ и подчиненных таможенных органах, должностными лицами РТУ и подчиненных таможенных органов, а также осуществлению контроля за расходами указанных должностных лиц.
На РТУ возложены полномочия по противодействию коррупции и коррупционным проявлениям в РТУ и подчиненных таможенных органах, а также реализация требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации (пп.72 п.6 Общего положения).
Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Организацию, контроль и координацию деятельности таможни осуществляет РТУ, которому подчинена таможня (п.14 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 31 мая 2018 года N833).
В соответствии с п.15 Порядка предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, представительствах (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФТС России от 29 сентября 2015 года N1955, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с данным Порядком, осуществляется Управлением государственной службы и кадров ФТС России, кадровым подразделением таможенного органа, учреждения или ответственным должностным лицом в соответствии с пунктами 4-8 Порядка.
В п.5 Порядка определено, что начальник таможни, непосредственно подчиненной РТУ, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в кадровое подразделение соответствующего РТУ. Уведомления начальниками таможен о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, также предоставляются на имя начальника РТУ. Соответственно, начальник РТУ уполномочен на принятие решений о проведении проверок, связанных с соблюдением требований законодательства о противодействии коррупции.
Проверив собранные доказательства по делу, апелляционная инстанция пришла к выводу о доказанности совершения истцом двух нарушений требований законодательства о противодействии коррупции (представление недостоверных сведений о доходах супруги за 2017 г.; не уведомление представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов при приобретении супругой транспортного средства Lexus LX 570 2012 года выпуска у ФИО8, опосредованно связанного с участниками ВЭД, осуществляющих деятельность в зоне ответственности Владивостокской и Уссурийской таможен), которые не могут расцениваться в качестве несущественных или малозначительных.
Судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу об обоснованности увольнения истца за совершение коррупционных правонарушений, выразившихся в неисполнении обязанностей, предусмотренных ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 8 Федерального закона от 27.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", на основании абзаца второго и третьего п. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 27.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в связи с утратой доверия.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается, считая их обоснованными.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы (с учетом дополнений к ней) не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лощинин Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.