Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Шиловой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по Тамбовскому району к ФИО1 о взыскание суммы неосновательного обогащения, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Тамбовскому району обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскание суммы неосновательного обогащения.
В обоснование требований указав, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", где зарегистрирована по месту жительства. Также, ФИО1 является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимались распоряжения о предоставлении ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Вместе с тем, при подаче заявления на субсидию в качестве членов своей семьи ФИО1 указывала не всех граждан, зарегистрированных совместно с ней по месту ее жительства, в связи с чем право на субсидию у нее отсутствовало. В результате перерасчета субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма необоснованно полученной субсидии составила 93 965 рублей 88 копеек. ФИО1 была уведомлена о необходимости возврата излишне полученной суммы субсидии, однако, возврат излишне полученной суммы субсидии не произвела.
Просили суд взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения в размере 93 965 рублей 88 копеек.
Решением Тамбовского районного суда Амурской области от 25 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение.
С ФИО1 в пользу ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Тамбовскому району взыскана сумма неосновательно полученной субсидии в размере 93 965 рублей 88 копеек.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом. Истцом представлены возражения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"... Зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
Её сын - Бурмага А.А. и внучка - ФИО6 зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, сняты с регистрационного учета в июне 2020 г.
В период с апреля 2017 г. по декабрь 2019 г. ФИО1 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Распоряжением ГКУ АО УСЗН по Тамбовскому району от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением состава семьи с ДД.ММ.ГГГГ
Основанием для принятия такого решения стало установленное ГКУ АО УСЗН по Тамбовскому району обстоятельство, что при подаче заявления на субсидию ФИО1 скрыла факт регистрации по месту ее жительства с ДД.ММ.ГГГГ ее сына и внучки.
Согласно ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
На основании заявления ФИО1 ей предоставлялась субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
При обращении за указанной субсидией и в последующем ежегодно ответчик до декабря 2019 г. предоставляла сведения о составе семьи, в которых не было указаний на сына Бурмага А.А, внучку ФИО6, хотя с ДД.ММ.ГГГГ и по июнь 2020 г. ответчик была зарегистрирована совместно с сыном и внучкой.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу подпункта "д" пункта 8, подпункта "г" пункта 8 (1) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении: сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии; сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
В пунктах 11 и 14 Правил предусмотрено, с одной стороны, право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы и организации и, с другой стороны, корреспондирующая этому праву ответственность заявителя за достоверность представленных сведений и документов.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 60 Правил предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил, уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими правилами.
Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, утвержденными Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 г, предусмотрено, что при определении членов семьи собственника жилого помещения рекомендуется уполномоченным органам руководствоваться положениями статьи 31 Жилищного кодекса и подпункта "б" пункта 18 Правил, согласно которым к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также дети и родители данного собственника. При этом рекомендуется по заявлению собственника учитывать в качестве членов семьи других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, если они вселены собственником в жилое помещение в качестве членов своей семьи. К членам семьи иных граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил, согласно подпункту "в" пункта 18 Правил в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса, рекомендуется уполномоченным органам относить супругов, родителей, в том числе усыновителей, и детей (независимо от возраста), в том числе усыновленных, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, других родственников и иных лиц.
В соответствии с п. 26 Методических рекомендаций, при расчете субсидии не рекомендуется исключать из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.
В ходе слушания дела ФИО1 не оспаривалось, что ее сын Бурмага А.А. и внучка ФИО6 были зарегистрированы в принадлежащем ей жилом помещении в качестве членов ее семьи и до июня 2020 года сохраняли регистрацию по месту жительства.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении. Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.