Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова Л.В. к КГКУ "Камчатские лесничества" о восстановлении на работе, взыскание заработка, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе КГКУ "Камчатские лесничества" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, пояснения представителя КГКУ "Камчатские лесничества" Кирюша Е.В, представителя Устиновой Л.В. - Кравченко М.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Устинова Л.В. обратилась в суд с иском к КГКУ "Камчатские лесничества" о восстановлении на работе, взыскании заработка, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала у ответчика в должности бухгалтера-экономиста, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного бухгалтера. Приказом руководителя КГКУ "Камчатские лесничества" N-к от ДД.ММ.ГГГГ Устинова Л.В. уволена со ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации.
Увольнение полагает не законным, поскольку работодателем нарушен порядок увольнения, выразившийся в том, что перед увольнением он не получил от первичной профсоюзной организации КГКУ "Камчатские лесничества", членом которой является истец, мотивированное мнение о возможности такого увольнения, также в профсоюзную организацию не были направлены проект приказа, и копии документов, являющиеся основанием для принятия решения о сокращении штата работников; в нарушение ч. 6 ст. 81 ТК РФ истец была уволена в период временной нетрудоспособности, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном, о чем уведомила работодателя путем смс-сообщения, направленного специалисту по кадрам; работодателем нарушен установленный ч. 2 ст. 180 ТК РФ двухмесячный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении, который начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и истёк в соответствующее число второго месяца ДД.ММ.ГГГГ, в то время как истец уволена ДД.ММ.ГГГГ; в нарушение положений ст. 84.1. ТК РФ истец уволена в выходной день; с приказом об увольнении работодатель ознакомил истца не в день его издания, а уже после увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Незаконным увольнением работодатель причинил истцу моральный вред.
С учётом уточнения исковых требований просила суд признать приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ "О прекращении (расторжении) трудового договора с работником" незаконным; восстановить её в должности заместителя главного бухгалтера КГКУ "Камчатские лесничества" с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения о восстановлении на работе; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Елизовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, Устинова Л.В. отказано в удовлетворении исковых требований
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменно, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
Признан незаконным приказ руководителя Краевого государственного казенного учреждения "Камчатские лесничества" ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N-к об увольнении Устинова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Устинова Л.В. восстановлена на работе в КГКУ "Камчатские лесничества" в должности заместителя главного бухгалтера с ДД.ММ.ГГГГ.
С КГКУ "Камчатские лесничества" в пользу Устинова Л.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 554 436 рублей 78 копеек.
Произведен зачет выплаченного Устинова Л.В. выходного пособия в размере 516 314 рублей 09 копеек на сумму среднего заработка за время вынужденного прогула 554 436 рублей 78 копеек, окончательно определив ко взысканию с Краевого государственного казённого учреждения "Камчатские лесничества" в пользу Устинова Л.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без вычета 13 % налога на доходы физических лиц в размере 38 122 рублей 69 коп.
С КГКУ "Камчатские лесничества" в пользу Устинова Л.В. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе КГКУ "Камчатские лесничества" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В заседании суда кассационной инстанции представитель КГКУ "Камчатские лесничества" поддержала доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель Устинова Л.В. возражал против доводов жалобы.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетнева С.Н. в заседании судебной коллегии Девятого кассационного суда общей юрисдикции возражала против доводов кассационной жалобы, поддержала письменные возражения прокуратуры "адрес".
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участников процесса, заключение прокурора, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены статьей 81 ТК РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В части 3 статьи 81 ТК РФ указано, что увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 названной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (часть 1 статьи 82 ТК РФ).
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 ТК РФ, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 указанного кодекса (часть 2 статьи 82 ТК РФ).
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается (части 1 и 2 статьи 373ТКРФ).
Частями 1 и 2 статьи 180 ТК РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 данного кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу частей 1 и 3 статьи 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Согласно положениям статьи 14 ТК РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Материалами дела установлено, что Устинова Л.В. JI.B. состояла в трудовых отношениях с КГКУ "Елизовское лесничество" (в последующем реорганизованного в КГКУ "Камчатские лесничества") с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора в должности бухгалтера-экономиста, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного бухгалтера.
Приказом руководителя КГКУ "Камчатские лесничества" N-ОД от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в штатное расписание в связи с сокращением штатных должностей" из организационно-штатной структуры учреждения с ДД.ММ.ГГГГ исключены должности заместителя главного бухгалтера аппарата управления и мастера леса Тигильского участкового лесничества - Корякского лесничества - филиал КГКУ "Камчатские лесничества". Одновременно с указанной даты этим же приказом утверждено новое штатное расписание с введением двух новых должностей бухгалтера и специалиста по кадрам аппарата управления.
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ "Камчатские лесничества" уведомило Устинова Л.В. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатных должностей, и предложило ей для замещения вакантную должность бухгалтера с должностным окла "адрес" 857 руб. ДД.ММ.ГГГГ ответчик повторно предложил Устинова Л.В. для замещения вакантную должность бухгалтера. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Устинова Л.В. от предложенной к замещению вакантной должности отказалась.
Приказом руководителя КГКУ "Камчатские лесничества" N-к от ДД.ММ.ГГГГ Устинова Л.В. уволена со ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Устинова Л.В, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в КГКУ "Камчатские лесничества" была создана и фактически осуществляла свою деятельность профсоюзная организация КГКУ "Камчатские лесничества", о существовании которой ответчик не мог не знать, так как в учреждении проводились профсоюзные собрания сотрудников, руководителю учреждения от работников поступали заявления об удержании профсоюзных взносов, бухгалтерией проводились указанные удержания. В случае возникновения сомнения о том, какая именно профсоюзная организация создана и функционирует в КГКУ "Камчатские лесничества", работодателю в целях соблюдения прав работника надлежало выяснить этот вопрос у председателя профсоюзной организации КГКУ "Камчатские лесничества" ФИО7 до увольнения Устинова Л.В. JI.B. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а не после.
Ответчик в адрес первичной профсоюзной организации КГКУ "Камчатские лесничества", членом которой является истец, проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия решения о его увольнении в целях получения мотивированного мнения, не направлял, что является нарушением порядка увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусмотренного ч. 2 ст. 82, ст. 373 ТК РФ.
В силу части 6 статьи 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Согласно листкам нетрудоспособности N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ Устинова Л.В. JI.B. с 29 апреля по ДД.ММ.ГГГГ была временно нетрудоспособной.
Приказом руководителя КГКУ "Камчатские лесничества" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД (с последующими дополнениями к нему) все работники КГКУ "Камчатские лесничества" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно были переведены на дистанционную работу с сохранением за ними обязанности по выполнению их трудовых функций в полном объёме без изменения структурных подразделений, должностей и окладов. Контроль и ответственность за выполнением работниками их трудовых функций возложен на непосредственных руководителей.
Пунктом 4 приказа работникам КГКУ "Камчатские лесничества" предписано в рабочее время находиться в зоне действия сотовой связи.
Работодателем не установлен какой-либо иной способ его уведомления в случае, если работник заболеет и будет временно нетрудоспособным, как с помощью телефонной сотовой связи и контроля за выполнением работниками своих трудовых функций их непосредственными руководителями.
Из пояснений в суде первой инстанции главного бухгалтера КГКУ "Камчатские лесничества" ФИО8, допрошенной в качестве свидетеля, усматривается, что связь с истцом в период ее нахождения на дистанционной форме работы она не поддерживала, в табелях учета рабочего времени всем ставили нерабочие дни, но оплачивали их в соответствии с Указом Президента РФ как рабочие дни.
Согласно детализации оказанных услуг по абонентскому номеру сотового телефона Устинова Л.В. JI.B. и скриншота сведений о сообщении, истцом ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 44 минуты на мобильный номер, принадлежащий ФИО9 (сотрудник отдела кадров КГКУ "Камчатские лесничества"), было отправлено смс-сообщение о том, что Устинова Л.В. JLB. с указанной даты находится на больничном.
Данный способ оповещения уполномоченного представителя работодателя о нахождении работника на больничном в период дистанционной работы и нахождении его на самоизоляции, не противоречит закону.
Кроме того, работодателем при увольнении работника нарушены положения ч. 2 ст. 180 и ст. 84.1. ТК РФ, выразившиеся в том, что Устинова Л.В. JI.B. была уволена в выходной день ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Согласно ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Суд апелляционной инстанции произвел расчет суммы, подлежащей взысканию в пользу истца.
Размер компенсации морального вреда с учетом всех обстоятельств дела определен в сумме 20 000 руб.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ "Камчатские лесничества" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.