Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" о признании не действующим постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года N 18/2 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района", с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" на решение Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" Ефимова Д.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей агентства по тарифам Приморского края Степаненко О.В, Ивановой Ю.Б, мнение представителя заинтересованного лица КГУП Примтеплоэнерго Иванова Е.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9 (далее - Постановление N 72/9) установлены нормативы расходов тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района.
Постановлением агентства по тарифам Приморского края (далее - Агентство, тарифный орган) от 29 апреля 2020 года N 18/2 в вышеуказанное постановление внесены изменения.
Согласно Приложению к указанному постановлению для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями без наружной сети горячего водоснабжения установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере "0, 06487 Гкал/куб.м.", для системы горячего водоснабжения с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей - "0, 05988 Гкал/куб.м."
Названное постановление опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru.
Постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" (далее- ООО "УК "Жилкомхоз", Общество) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 18/2, по мнению административного истца, указанный нормативный правовой акт не соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
В обоснование заявленных требований указывает, что тарифный орган при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края необоснованно использовал расчетный метод, нарушил последовательность действий для определения метода определения нормативов. При применении расчетного метода допущены нарушения требований тарифного законодательства, в частности административным ответчиком применена минимально допустимая температура горячей воды - 60°С, однако информация о температуре горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, проживающим в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края, не была запрошена, как не были запрошены и учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчетного метода, а именно количество домов с неизолированными и изолированными стояками, с наличием или отсутствием полотенцесушителей, средняя продолжительность отопительного периода за пять предшествующих отопительных периодов подряд, при этом представленная администрацией Ярославского городского поселения и КГУП "Примтеплоэнерго" информация является недостоверной. Административный ответчик не представил доказательств того, что при установлении оспариваемого норматива он запрашивал сведения у органа гидрометеорологической службы о средней температуре холодной воды в сети водопровода. Кроме того, решением Приморского краевого суда от 28 августа 2019 года постановлено признать не действующим постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9, тем самым, данное постановление было исключено из системы правового регулирования полностью с даты вступления в силу указанного решения суда.
Исключение из системы правового регулирования нормативного правового акта исключает возможность внесения в такой правовой акт каких-либо изменений.
Решением Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года в удовлетворении заявленных административных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" обратилось в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что оспариваемое Постановление N 18/2 следует признать не действующим в силу того, что оно представляет собой нормативный правовой акт, вносящий изменения в полностью исключенный из системы правового регулирования нормативный правовой акт, признанный судом не действующим. Административный ответчик и суд неверно понимают предписанную разделом V (пунктами 31-42) Правил N 306 последовательность действий регулирующего органа при решении вопроса о возможности или невозможности применения метода аналогов, что подтверждается судебной практикой. В нарушение положений закона административный ответчик запросил сведения о показаниях приборов учета одновременно со сведениями, необходимыми для формирования предварительной выборки (объема выборки). Для формирования предварительной выборки, в данном случае, требовалось наличие десяти домов "с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства" (пункты 1 и 2 приложения N 1 к Правилам N 306), в которых осуществляется бесперебойное предоставление коммунальной услуги (п. 33 Правил N 306) и которые оборудованы приборами учета. Тот факт, что согласно данным ресурсоснабжающей организации приборы учета лишь в двух домах проработали непрерывно в течение отопительного периода 2018-2019 годов, не свидетельствует об отсутствии бесперебойности самого предоставления соответствующей коммунальной услуги. При применении расчетного метода тарифный орган нарушил требования пункта 25 Правил N 306, а именно не запросил в органе гидрометеорологической службы сведения о средней температуре холодной воды в сети водопровода.
То обстоятельство, что когда-либо в прошлом орган гидрометеорологической службы не обладал информацией о средней температуре холодной воды в сети водопровода и когда-либо ранее сообщал об этом административному ответчику, не означает, что при новом установлении норматива потребления регулирующий орган не должен удостоверяться (путем направления соответствующего запроса) в отсутствии на момент установления норматива соответствующих сведений в органах гидрометеорологической службы, указанных в п. 25 приложения 1 к Правилам N 306. Полагает, что ссылка суда на положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ошибочна. Административный ответчик произвольно использовал показатель температуры горячей воды, равный 60Со. Сведения о продолжительности отопительного периода, представленные ответчику не соответствуют действительности. Признание законными действий административного ответчика по настоящему делу будет означать, что тем самым он фактически преодолел законную силу двух вступивших в законную силу решений Приморского краевого суда, причем обстоятельства относительно продолжительности периода и температуре воздуха за отопительные периоды 2016-2017, 2017-2018 годы, установленные указанными решениями, фактически окажутся пересмотренными решением суда по настоящему делу, что прямо противоречит как положениям статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о законной силе решения суда, так и установленному порядку пересмотра названных решений.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов агентством по тарифам Приморского края представлен отзыв на апелляционную жалобу, Краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Агентством по тарифам Приморского края, действующим в рамках полномочий, предусмотренных Положением об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года N 628-па, 29 апреля 2020 года принято постановление N 18/2, которым утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N2 к данным правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления горячей воды.
Таким образом, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В свою очередь, компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами N 306 в соответствии с методикой расчета.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
При этом в соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32.1 Правил N 306).
При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32.2 Правил N 306).
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что тарифным органом представлены доказательства невозможности использования метода аналогов.
Судом установлено, что Агентством были сделаны запросы от 04 февраля 2020 N 27/267, N 27/265, от 11 февраля 2020 N 27/346 в администрацию Ярославского городского поселения о предоставлении исходных данных для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в виде прилагаемых таблиц.
Из данных таблиц следует, что информация была запрошена по всем домам, в отношении которых определяются оспариваемые нормативы, с учетом разбивки таблицы на графы с учетом особенностей домов, определенных пунктом 32(1) Правил N 306. В примечании к таблице указано, что информация должна предоставляться за отопительный период 2018-2019 годов по домам, оснащенным общедомовыми приборами учета горячей воды и тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с соблюдением условий, определенных Правилами, в том числе с учетом того, что в течение отопительного периода осуществлялось бесперебойное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению и непрерывный учет ее общедомовыми приборами учета.
Кроме того, ввиду отсутствия необходимых сведений представленных администрацией, Агентством были сделаны запросы о предоставлении информации для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в ресурсоснабжающие организации, а также в управляющие организации, оказывающие услугу на территории пгт Ярославский и с. Вознесенка.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что Агентством были приняты меры по истребованию необходимой информации для установления нормативов, был соблюдён порядок сбора информации, предусмотренный Правилами N 306, все необходимые сведения для формирования выборки у органов местного самоуправления, исполнителей коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организации, то есть у надлежащих лиц, были запрошены.
Полученные по запросам сведения отражали наличие коллективных приборов учета тепловой энергии и горячей воды раздельно по ресурсам только в двух многоквартирных домах, что исключило возможность применения метода аналогов ввиду непредставительности выборки, поскольку для предварительной выборки необходимо наличие не менее 10 домов с аналогичными конструктивными особенностями, с учетом дифференциации по виду системы горячего водоснабжения, конструктивных особенностей домов. Доказательств оснащения соответствующими приборами учета других домов суду не представлено.
Одновременное истребование информации о показаниях приборов учета в данном случае не повлияло на правильность выбора метода.
Вывод суда первой инстанции о правомерности применения при определении указанных нормативов расчетного метода в связи с недостаточностью представительности выборки и невозможности применения метода аналогов является правильным, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Ссылка административного истца на ответ, полученный в связи с адвокатским запросом о количестве домов, оснащенных приборами учета тепловой энергии, выводы суда не опровергает.
Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях установлен пунктами 18 - 20 приложения N 1 к Правилам N 306.
Оспариваемые нормативы определены расчетным методом по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к Правилам N 306.
Одной из переменной формул, предусмотренных Правилами N 306, является температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, определяемая в соответствии с пунктом 25 приложения N 1 к названным правилам.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами жалобы о том, что расчет температуры холодной воды в сети водопровода определен тарифным органом с нарушением действующего законодательства.
Согласно пункту 25 приложения N 1 к Правилам N 306 средняя температура холодной воды в сети водопровода определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле, содержащейся в названном пункте.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что тарифным органом не запрашивались такие сведения из органов гидрометеорологической службы, соответственно оснований для расчета температуры по формуле не имелось.
Между тем, в подтверждение отсутствия необходимых сведений у гидрометеорологической службы административным ответчиком представлено письмо ФГБУ "Приморское управление гидрометеорологической службы" от 17 июля 2015 года.
В целях проверки сведений, изложенных в данном письме, судом апелляционной инстанции сделан запрос в ФГБУ "Приморское управление по гидрометеорологии по мониторингу окружающей среды" и получен ответ, позволивший согласиться с расчетом указанного параметра по формуле 24 в соответствии с пунктом 25 приложения N 1 Правил N 306.
Также судебная коллегия соглашается с несостоятельностью доводов административного истца о произвольном выборе минимального значения температуры горячей воды 60 °С.
Согласно пункту 24.1 приложения N 1 к Правилам N 306 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал/1 куб. м), при применении расчетного метода, определяется по формуле 23.1.
Из материалов дела следует, что тарифным органом была запрошена информация у администрации Ярославского городского поселения, ресурсоснабжающей организации, а также управляющих организаций, в т.ч. у административного истца, о температуре горячей воды в точках водоразборов жилых помещений.
Поскольку указанные сведения представлены не были, расчет тарифа на горячую воду регулирующим органом был произведен исходя из минимально допустимой температуры горячей воды 60°С, предусмотренной пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20, действовавшими на момент принятия оспоренного постановления, что отвечает интересам потребителей и не противоречит Правилам N 306.
Согласно пункту 44 Правил N 306 среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд, как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Судом на основании имеющихся в деле доказательств правильно сделан вывод о том, что продолжительность отопительного периода определена тарифным органом в соответствии с требованиями вышеназванной нормы, с учетом сведений представленных ФГБУ "Приморское УГМС" о значениях расчетной температуры воздуха за 5 отопительных периодов. Оснований сомневаться в достоверности представленных сведений у административного ответчика не имелось.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Ссылка административного истца на судебную практику основанием к отмене оспариваемого решения суда не является, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу являются иные юридически значимые обстоятельства.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что оспоренное Постановление N18/2 подлежит признанию не действующим в силу того, что оно вносит изменения в исключенный из системы правового регулирования нормативный правовой акт были предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклонены. Позиция суда подробно изложена в решении суда, и оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в судебном акте.
Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.