Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-244/2021) по административному исковому заявлению ООО "Красноярская рециклинговая компания" о признании недействующим приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 18 сентября 2020 года N 135-в "О внесении изменений в Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1178-в "Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (город Красноярск, ИНН N) по Красноярской левобережной технологической зоне", по апелляционной жалобе ООО "Красноярская рециклинговая компания" на решение Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1178-в установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (город Красноярск, ИНН N) по Красноярской левобережной технологической зоне".
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18 сентября 2020 года N 135-в (далее - приказ N 135-в) внесены изменения в приказ Региональной энергетической комиссией Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1178-в.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (далее - ООО "Красноярская рециклинговая компания", ООО "КРК", Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 135-в, мотивируя исковые требования тем, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям федерального законодательства в сфере тарифного регулирования. Считает неправомерным корректировку расчета необходимой валовой выручки за 2019 год по статьям расходов: расчетная предпринимательская прибыль - орган регулирования при корректировке тарифа на 2021 год исключил из необходимой валовой выручки 43 365, 13 тысяч рублей, ввиду корректировки расчета необходимой валовой выручки за 2019 год, собственные расходы регионального оператора: расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Размер собственных расходов регионального оператора составляет 195 511, 24 тысяч рублей согласно конкурсной заявке. Применение иных расходов в составе недопустимо в силу пункта 94 Методических указаний. Указывает, что оспариваемым приказом нарушены права административного истца как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку привел к необоснованной корректировке размера необходимой валовой выручки ООО "КРК" на долгосрочный период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Решением Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На указанное решение представителем ООО "Красноярская рециклинговая компания" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по административному делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что не согласны с выводом суда о том, что административным ответчиком правомерно исключены из состава необходимой валовой выручки на 2019 год расходы из расчетной предпринимательской прибыли и собственных расходов регионального оператора. Считает, что принятый размер расходов в составе предпринимательской прибыли НВВ 2019 года на момент утверждения тарифа полностью соответствовал Основам ценообразования (в редакции, действовавшей на момент утверждения тарифа) и методическим рекомендациями и не может считаться экономически необоснованным и подлежащим исключению как неправомерно включенный в состав расходов при утверждении тарифа. Также указывает, что применение иных расходов в составе собственных расходов недопустимо в силу прямого указания пункта 94 Методических указаний.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством тарифной политики Красноярского края и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представители ООО "Красноярская рециклинговая компания", Министерства тарифной политики Красноярского края не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит регулированию (пункт 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления).
Из пункта 3.16 Постановления Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п "Об утверждении Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края" в компетенцию Министерства тарифной политики Красноярского края входит установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован в издании "Наш Красноярский край" N 73 от 30 сентября 2020 года и официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru от 20 сентября 2020 года и по этим основаниям не обжалуются.
10 марта 2018 года между Обществом и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны.
Пунктом 2.1.5 данного соглашения на ООО "Красноярская рециклинговая компания" возложена обязанность осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в Красноярской левобережной технологической зоне в соответствии с Территориальной схемой и конкурсной документацией.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11 декабря 2018 года N 688-в на 2019 год (первый год действия указанного выше соглашения) для потребителей ООО "Красноярская рециклинговая компания" по Красноярской левобережной зоне установлены единые предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Действие данных тарифов определено с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Согласно пункту 94 Методических указаний, действовавшего на момент принятия приказа от 11 декабря 2018 года N 688-в, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами устанавливается по формуле (42) пункта 85 настоящих Методических указаний, с учетом величины собственных расходов регионального оператора; тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; надбавок к тарифам, установленным в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году, определенных в составе конкурсной документации.
Из пункта 87 Методических указаний следует, что собственные расходы регионального оператора, включают в себя:
- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;
- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний;
- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" для субъектов российской федерации - городов федерального значения;
- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2018 года N 1488/18 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16" пункт 94 утратил силу.
Данный приказ начал действовать с 15 декабря 2018 года.
Возможность корректировки ранее установленных тарифов, в связи с изменением законодательства, регламентирующего вопросы государственного регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрена Законом об отходах производства и потребления.
08 июля 2020 года ФАС России вынесено предписание N N, которым, с учетом решения ФАС России от 26 августа 2020 года о внесении изменений в него, органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01 октября 2020 года указано о необходимости устранить нарушения, допущенные при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 года для ООО "Красноярская рециклинговая компания".
Министерству тарифной политики Красноярского края предписывалось, в том числе провести анализ расчетной предпринимательской прибыли на предмет исключения из расчета расходов на оплату услуг других операторов, в том числе расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов; провести анализ расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет экономической обоснованности.
На основании данного предписания административным ответчиком издан приказ от 18 сентября 2020 года N 135-в, которым в приказ от 19 декабря 2019 года N 1178-в внесены изменения, на период с 01 октября 2020 года до 31 декабря 2020 года единый тариф скорректирован в сторону уменьшения.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 29 настоящего документа.
Согласно подпункту "з" пункта 29 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Экспертное заключение содержит анализ экономической обоснованности расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Административным ответчиком данные расходы снижены с 186 462, 20 тысяч рублей до 132 383, 43 тысяч рублей как экономически необоснованные.
Общество, не соглашаясь с выводами тарифного органа, указывает, что данные расходы должны быть приняты административным ответчиком в соответствии с конкурсной документацией и в том же объеме, как при расчете тарифов на 2019 год.
Краевой суд, обоснованно руководствуясь положениями пункта 16 Основ ценообразования, пунктом 8 Правил регулирования, пунктом 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 года N 881 сделал правильный вывод о том, что учет расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами исключительно на основании конкурсной заявки и конкурсной документации без анализа их экономической обоснованности противоречит положениям законодательства о тарифном регулировании.
Пункт 94 Методических указаний, на который ссылается административный истец, на момент принятия оспариваемого приказа от 18 сентября 2020 года не действовал.
Министерство тарифной политики Красноярского края снизило размер расчетной предпринимательской прибыли с 43 346, 30 тысяч рублей до 6 619, 17 тысяч рублей во исполнение предписания ФАС России, а также на основании пункта 90 (1) Методических указаний (в редакции приказа ФАС России от 01 ноября 2018 года N 1488/18).
Данный пункт предусматривает, что расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 % от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), расходов на заключение и обслуживание договоров собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, на момент принятия приказа от 18 сентября 2020 года N 135-в, законодательством в сфере тарифного регулирования был установлен запрет на учет в расчетной предпринимательской прибыли регионального оператора расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Судом верно установлено, что не исключение из расчетной предпринимательской прибыли регионального оператора расходов на услуги иных операторов, связанных с транспортировкой твердых коммунальных отходов, влечет повторный учет одних и тех же расходов, получение необоснованной прибыли.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаниями для отмены решения не являются, они аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, являлись предметом проверки и получили надлежащую оценку в решении.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Красноярская рециклинговая компания" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.