Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Меньшиков В.А. - Мельник А.В. на решение Правдинского районного суда Калининградской области от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 ноября 2020 года по административному делу N 2а-157/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области к к Меньшиков В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, по встречному административному исковому заявлению Меньшиков В.А. об оспаривании отказа в перерасчете налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы исходя из новой кадастровой стоимости нежилого здания магазина с кадастровым номером N.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 10 по Калининградской области обратилась в суд с иском, в котором просили суд взыскать с Меньшикова В.А налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 18 003 руб..
В обоснование требований указали, что в налоговом периоде за 2017 год Меньшиков В.А. принадлежали квартира с кадастровым номером N по "адрес"5 в: "адрес" и нежилое здание с кадастровым номером N по "адрес" в "адрес". Налоговый орган уведомил Меньшикова В.А. о подлежащей уплате сумме налога на имущество физических лиц за 2017 год налоговым уведомлением от 4 июля 2018 года N 21815315, после чего, в связи с частичной уплатой налогоплательщиком соответствующего налога 1 февраля 2019 года, Меньшикову В.А. было выставлено требование N 3458 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 22 879 руб, вследствие неисполнения налоговый орган обратился за взысканием.
Меньшиков В.А. во встречном административном исковом заявлении просил признать незаконным бездействие межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области, выразившееся в оставлении без удовлетворения его заявления о перерасчете размера налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2016, 2017 годы исходя из новой кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области от 13 декабря 2019 года, ссылаясь на то, что согласно налоговому уведомлению N 21815315 от 4 июля 2018 года сумма налога на имущество физических лиц в отношении нежилого здания о кадастровым номером N исчислена исходя из кадастровой стоимости объекта в размере 2 599 863 руб. Однако, применение указанной кадастровой стоимости и качестве налоговой базы объекта налогообложения является незаконным, поскольку решением Комиссии от 13 декабря 2019 года кадастровая стоимости нежилого здания установлена по состоянию на 1 января 2016 года и размере 797 600 руб. и эта кадастровая стоимость является налоговой базой по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 года с учетом положений ч. 2 ст. 403 НК РФ. Решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области от 19 июня 2020 года перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении названного объекта произведен только за налоговый период 2018 год, в удовлетворении заявления о перерасчете налога за налоговые периоды 2016, 2017 годы отказано.
Решением Правдинского районного суда Калининградской области от 6 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 ноября 2020 года административный иск Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области удовлетворен. С Меньшикова В.А. взысканы недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 18 003 руб, а также госпошлина в размере 720, 12 руб.; в удовлетворении административных исковых требований Меньшикова В.А. об оспаривании отказа в перерасчете налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы исходя из новой кадастровой стоимости нежилого здания магазина с кадастровым номером N - отказано.
На судебные акты представителем Меньшикова В.А. - Мельник А.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с тем, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы не соответствуют обстоятельствам по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Судами установлено, что Меньшиков В.А. в налоговых периодах 2016, 2017 года являлся собственником, помимо иных объектов, нежилого здания с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2012 года установлена постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7 - в размере 2 599 863, 42 руб, по состоянию на 1 января; 2016 года постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 - в размере 2 595 770, 80 руб.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области направлено налоговое уведомление от 04 июля 2018 года N 21815315 об уплате недоимки в срок до 3 декабря 2018 года земельного и транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме 28 751 руб. (в том числе налога на имущество физических лиц в размере 26 184 руб.), в котором размер налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении нежилого здания с кадастровым номером 39:11:020025:21 исчислен исходя из кадастровой стоимости объекта - 2 599 863, 42 руб, которая установлена по состоянию на 1 января 2012 года постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7.
Поскольку налогоплательщиком налог был уплачен частично, налоговый орган в установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок направил Меньшикову В.А. требование N 3458 от 1 февраля 2019 года об уплате в срок до 15 марта 2019 года недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 22 879 руб.
Ввиду неисполнения данного требования налоговый орган подал заявление о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей Правдинского судебного участка Калининградской области был выдан судебный приказ N 2а-2227/19 о взыскании с Меньшикова В.А. недоимки в размере 22 879 руб.
Определением того же мирового судьи от 14 ноября 2019 года указанный судебный приказ отменен.
Административное исковое заявление подано налоговым органом посредством организации почтовой связи 30 апреля 2020 года, то есть в пределах предусмотренного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока с даты отмены судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что установленная процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что правовых оснований для перерасчета налога на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в размере рыночной по состоянию на 01 января 2016 года, не имелось.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основам установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, по состоянию на 1 января 2016 года, в том числе, объектов недвижимости, принадлежащих Меньшикову В.А, были утверждены Постановлением Правительства Калининградской области от 23.12.2016 N 625.
Указанным постановлением определено, что его положения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в п.1 настоящего постановления, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действуют в порядке, определенном ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2018 года.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области от 13 декабря 2019 года пересмотрена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2 595 770, 80 рублей, утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 23.12.2016 N 625 и установлена его рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2016 года в размере 797 600 рублей.
Таким образом, учитывая, что пересматривалась кадастровая стоимость принадлежащего Меньшикову В.А. объекта недвижимого имущества, установленная Постановлением Правительства Калининградской области от 23.12.2016 N 625 на 01 января 2016 года, применяемая для целей налогообложения с 01 января 2018 года, измененная кадастровая стоимость будет применяться в налоговом периоде за 2018 год.
Для исчисления налоговой базы за периоды 2016 года, 2017 года подлежит применению постановление Правительства Калининградской области от 10.01.2012 N 7, которым утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области по состоянию на 01 июня 2011 года.
При таких обстоятельствах, судами правомерно оставлено встречное административное исковое заявление без удовлетворения.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 ноября 2020 года по административному делу N 2а-233/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Меньшиков В.А. - Мельник А.В. - без удовлетворения.
Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 18 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 ноября 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.