Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Белинской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 апреля 2021 г. по делу N 2-3524/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) (далее также - УПФР в г. Архангельске Архангельской области, Управление) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить пенсию по старости.
В обоснование иска указано, что истец 11 июня 2020 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- ФЗ "О страховых пенсиях"). В назначении пенсии ему отказано в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ, с чем он не согласен. Пенсионный орган при подсчёте стажа не включил в стаж с особыми условиями труда период работы в производственном объединении "Архангельскрыбпром", которое в дальнейшем переименовано в предприятие "Архангельский траловый флот", в качестве моториста на катере "Сиверко" с 30 марта 1988 г. по 05 марта 1989 г. Вместе с тем, факт работы на судне подтверждается справкой работодателя, в которой указано, что судно является портовым, то есть оно работало на акватории порта и не относится к разъездным судам. Так как профессия моториста поименована соответствующим списком, у пенсионного органа не было оснований для отказа включить указанный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, согласно записям в трудовой книжке в период с 15 марта 2011 г. по 16 мая 2013 г. он работал в открытом акционерном обществе "Межрегионтрубопроводстрой" в качестве механика на буксире "Стелла" и земснаряде "Сервис". Пенсионный орган периоды работы на указанных судах с 1 апреля 2011 г. по 30 сентября 2011 г, с 1 октября 2011 г. по 27 декабря 2012 г. не включил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного закона, период работы с 1 октября 2011 г. по 27 декабря 2012 г. также и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Однако факт работы на судне во время рейса подтверждается справкой капитана морского порта Архангельск.
Потому истец просил возложить на Управление обязанность включить период работы с 30 марта 1988 г. по 5 марта 1989 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 1 апреля 2011 г. по 30 сентября 2011 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 1 октября 2011 г. по 27 декабря 2012 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить ему страховую пенсию по старости с 14 июня 2020 г.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 18 декабря 2020 г. в удовлетворении иска ФИО1 к УПФР в г. Архангельске Архангельской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 апреля 2021 г. решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 18 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 апреля 2021 г. как незаконное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные в иске требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении иска ФИО1 о включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов его работы с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года, и выразились они в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 июня 2020 г. истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему страховую пенсию по старости.
Решением УПФР в г. Архангельске Архангельской области от 25 июня 2020 г. N 940 в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия у него необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. п. 2 и 9 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом страховой стаж истца определён продолжительностью 26 лет 07 месяцев 16 дней (с учётом полуторного исчисления периодов работ до 1 января 2002 г.), стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 закона, с учётом суммирования стажа работы с тяжёлыми условиями труда и с учётом полуторного исчисления периодов работ до 1 января 2002 г, - 10 лет 02 месяца 3 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 10 лет 06 месяцев. Из стажа исключены оспариваемые истцом периоды работы.
Согласно записям в трудовой книжке истца, он работал в открытом акционерном обществе "Межрегионтрубопроводстрой" в период с 15 марта 2011 г. по 16 мая 2013 г. В этот период трудовую деятельность осуществлял на должностях второго механика, старшего механика, сначала работал на буксире "Стелла", а затем с 15 апреля 2013 г. - на земснаряде "Сервис". В период с 15 октября 1984 г. по 28 мая 1990 г. истец работал в АО "Архангельский траловый флот" механиком, мотористом, машинистом на различных судах.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска ФИО1 в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж по п. 2 ч. 1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 30 марта 1988 года по 05 марта 1989 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих отнесение судна, на котором работал истец в данный период, по типу и назначению, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (далее также - Список N 2 от 1956 года).
Отказывая во включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы истца с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года и периода с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года в стаж работы с особыми территориальными условиями, суд первой инстанции исходил из того, что за данные периоды в выписке из лицевого счета истца отсутствует код льготной работы - работы в плавсоставе, а за период с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года и код территориальных условий труда, а истец при обращении за назначением пенсии просил ее назначить именно по сведениям данной выписки.
Ввиду отсутствия у истца необходимого специального стажа работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" на момент обращения за назначением пенсии, суд отказал в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с 14 июня 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены постановленных по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении требований истца о включении в стаж по п. 2 ч. 1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" периода его работы с 30 марта 1988 года по 05 марта 1989 года при установленных судом обстоятельствах, что тип судна, на котором работал истец в указанный период -катер является разъездным, работающим на акватории порта, потому работа на указанном катере в силу приведенных в судебных актах норм пенсионного законодательства, права на досрочное назначение пенсии по Списку N 2 от 1956 г. и Списку N 2 от 1991 г. не дает.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов его работы с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года, со ссылкой, что истец выразил согласие на назначение пенсии по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, документов, подтверждающих, что спорные периоды являлись периодами работы в плавсоставе пенсионному органу не представил, следовательно у суда не имелось оснований для их включения в специальный стаж работы в плавсоставе основано на неправильном применении положений действующего законодательства, при неправильном определении судом обстоятельств, подлежащих установлению при разрешении спора с учетом заявленных истцом требований.
При подаче настоящего иска истец ссылался на наличие доказательств, подтверждающих неправомерность отказа пенсионного органа о включении в стаж указанных периодов работы, представив справку капитана морского порта "Архангельск" N18/01-06/141 от 24 августа 2020 г, а в апелляционной жалобе указывал на не разъяснение ему специалистами горячей линии Пенсионного фонда г. Архангельска последствий выражения его согласия о назначении ему пенсии на основании сведений персонифицированого учета, поскольку личное обращение в территориальный пенсионный орган было невозможно ввиду введенных карантинных мер.
В силу ст. 8 данного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Также ранее достижения возраста, установленного ст. 8 вышеуказанного закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п.9 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 43 Правила от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В силу положений Федерального закона от 1 апреля 1996 г.N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и в том случае, если сведения работодателями в отношении стажа представлялись без указания кода льготной работы, истец обязан в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение им работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также, что сведения относительно спорных периодов работы являются недостоверными.
В том случае, если работодатель является действующим юридическим лицом, следует выяснить обоснование его позиции не предоставления сведений об особых условиях труда и территориальных условиях.
В качестве доказательств, опровергающих недостоверность сведений, представленных в первично в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, могут быть представлены справки, уточняющие льготный характер работы и работы в особых территориальных условиях со ссылкой на первичные документы.
Таким образом, вышеприведенными нормативными положениями предусмотрено право лица, претендующего на назначение страховой пенсии по старости досрочно, оспорить решение пенсионного органа по основаниям отказа во включении в специальный стаж периодов работы в особых условиях, и в случае отсутствия таких сведений в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Пунктом 43 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N16п предусмотрено, что в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются, однако данные положения не лишают право гражданина обратиться в суд с иском об оспаривании действий пенсионного органа.
В силу части 2 статьи 21 ФЗ "О страховых пенсиях" граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (часть 2 статьи 21 ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 ФЗ "О страховых пенсиях").
На основании части 3 статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях").
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов его работы с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, также не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении заявления ФИО1
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений ответчика, относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ФИО1 при его обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно последствий волеизъявления об установлении ему пенсии по сведениям индивидуального персонифицированного учета и разъяснялось ли ему право на обращение с заявлением в ином порядке с предоставлением необходимых документов с учетом Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н; как и представление истцов доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих выполнение им работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также, что сведения относительно спорных периодов работы в выписке из его лицевого счета являются недостоверными.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов его работы с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года, о назначении пенсии по старости являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции, нельзя признать законным, поскольку выводы суда сделаны с существенным нарушением перечисленных выше норм материального и процессуального права.
На нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции указывалось в апелляционной жалобе ФИО1, однако судом апелляционной инстанции эти нарушения устранены не были, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 апреля 2021 г. подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 о включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов его работы с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года, о назначении пенсии по старости, с направлением дела в указанной части на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить перечисленные требования ФИО1 в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 апреля 2021 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов его работы с 01 апреля 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 октября 2011 года по 27 декабря 2012 года, о назначении пенсии по старости; направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 апреля 2021 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.