Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шабанова Эльбруса Минатуллаевича к Администрации Муниципального района "Дербентский район" о признании незаконными протоколов заседания комиссии по проведению аттестации на вакантные должности, признании недействительным трудового договора, признании незаконным распоряжения главы муниципального района "Дербентский район", признании права на замещение должности и возложение обязанности заключить трудовой договор, по кассационной жалобе Магарамова Новрузбека Абдулмислимовича на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 07 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
установила:
Шабанов Э.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Муниципального района "Дербентский район" о признании незаконными протоколов заседания комиссии по проведению аттестации на вакантные должности, признании недействительным трудового договора, признании незаконным распоряжения главы муниципального района "Дербентский район", признании права на замещение должности и возложение обязанности заключить трудовой договор.
Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 07 апреля 2021 года, исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено признать незаконным (недействительным):
Протокол N 1 от 09.07.2020 года заседания комиссии по проведению аттестации на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района в части допущения ко второму этапу аттестации Магарамова Н.А.; Протокол N 2 от 20.07.2020 года заседания комиссии по проведению аттестации на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района РД в части признания соответствующим должности руководителя образовательной организации и рекомендации к назначению на должность руководителя образовательной организации МБОУ "Джемикентская СОШ им. Г. Алиева" Магарамова Н.А. (пункт 5) и в части признания не соответствующим должности руководителя образовательной организации МБОУ "Джемикентская СОШ им. Г. Алиева" Шабанова Э.М. (пункт 6); трудовой договор между администрацией МО "Дербентский район" и Магарамовым Н.А, заключенный по результатам аттестации на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района (Протокол заседания комиссии от 20.07.2020 г. N 2); Распоряжения и.о. главы муниципального района "Дербентский район" N 296 от 29.07.2020 года в части назначения на должность директора МБОУ "Джемикентская СОШ им. Г. Алиева) Магарамова Н.А.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Магаромовым Н.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Согласно ч. 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51 Закона об образовании) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.
По смыслу части 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на должность руководителя муниципальной образовательной организации учредитель может назначить истца только после прохождения последним обязательной аттестации.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в соответствии с которым к квалификации для руководителя образовательной предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Согласно части 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (часть 1).
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (часть 2).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6).
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10).
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 11).
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 13).
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 14).
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 15).
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, постановлением администрации МО "Дербентский район" от 07.02.2019 N 68 утвержден Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должности руководителя и руководителя муниципальное образовательной организации, в котором указаны функции и полномочия аттестационной комиссии, порядок проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательного учреждения и описание методов оценки профессиональных и личных качеств кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательных организаций.
03.06.2020 и.о. главы МО "Дербентский район" РД было принято распоряжение N 220 "О проведении аттестации кандидатов на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных образовательных учреждений Дербентского района", где было указано о проведении аттестации на замещение вакантных должностей муниципальных образовательных учреждений Дербентского района, в том числе в МБОУ "Джемикентская СОШ им. Г.Алиева", в здании администрации муниципального образования "Дербентский район" 09.07.2020 в 14 часов 00 минут.
Согласно Протоколу N 1 от 09.07.2020, на заседании комиссии по проведению аттестации на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района рассматривался вопрос о соответствии квалификационным требованиям к кандидатам на должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района.
В Приложении N 1 к данному Протоколу указан список лиц, допущенных ко второму этапу аттестации, где, в том числе указан Магарамов Н.А, в Приложении N 2 указан список лиц, которым было отказано в участии во втором этапе аттестации в связи с несоответствием квалификационным требованиям.
В соответствии с Протоколом N 2 от 20.07.2020 комиссии по проведению аттестации на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района Магарамов Н.А. был признан соответствующим должности руководителя образовательной организации и рекомендован к назначению на должность руководителя образовательной организации МБОУ "Джемикенская СОШ им. Г.Алиева" (пункт 5).
Согласно этого же Протокола Шабанов Э.М. признан не соответствующим должности руководителя образовательной организации МБОУ "Джемикенская СОШ им. Г.Алиева" (пункт 6).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Шабанова Э.М. в части признания незаконными (недействительными) решений аттестационной комиссии в оспариваемой истцом и основанных на них решений учредителя МБОУ "Джемикенская СОШ им. Г.Алиева", суд первой инстанции исходил из того, что Магарамов Н.А. неправомерно допущен ко второму этапу аттестации на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района, поскольку не соответствовал квалификационным требованиям к кандидатам на должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района; на момент проведения аттестации у него отсутствовало высшее профессиональное образование по направлениям подготовки высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, диплом о дополнительном профессиональном образовании получен Магарамовым Н.А. лишь 01 декабря 2020 года. Требования Порядка и сроки проведения аттестации кандидатов на должности руководителя и руководителя муниципального образовательной организации при проведении аттестации кандидатов на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций в соответствии с распоряжением и.о. главы администрации муниципального района "Дербентский район" N 220 от 9 июня 2020 года были нарушены.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Указал, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований Шабанова Э.М. в части признания его права на замещение должности директора МБОУ "Джемикентская СОШ им. Г.Алиева" и обязании администрации муниципального района "Дербентский район" заключить с ним трудовой договор и назначить на должность руководителя (директора) МБОУ "Джемикентская СОШ им. Г.Алиева".
При этом отметил, что имеющийся на л.д. 29-30 документ, именуемый "Результаты тестирования собеседования кандидатов на вакантные должности руководителей муниципальных образовательных организаций Дербентского района", подписан четырьмя членами аттестационной комиссии из 6 присутствовавших на заседании аттестационной комиссии 9 июля 2020 года.
Данный документ содержит сведения о результатах второго этапа аттестации - собеседования, проведенного 18 июля 2020 года, следовательно, он не мог быть подписан членами комиссии ранее указанной даты.
Заседание аттестационной комиссии по проведению второго этапа аттестации состоялось 18 июля 2020 года, протокол заседания аттестационной комиссии от указанной даты отсутствует, представленный ответчиком суду протокол N 2 заседания аттестационной комиссии датирован 20 июля 2020 года, что свидетельствует о нарушении при проведении аттестации Порядка проведения аттестации кандидатов на должности руководителя и руководителя муниципальное образовательной организации, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Дербентский район" от 07.02.2019 N 6.
Кроме того, протокол заседания аттестационной комиссии N 2 от 20 июля 2020 года не содержит сведений о результатах голосования членов аттестационной комиссии.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, ответчиком в порядке статьи 56-60 ГПК РФ не представлено доказательств того, что заседание аттестационной комиссии состоялось 18 июля 2020 года.
Из материалов дела следует, что Шабанову Э.М. аттестационный лист был выдан ему лишь 27 июля 2020 года (л.д. 21).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что была нарушена процедура проведения аттестации, поскольку из представленного истцом суду аттестационного листа следует, что графа: "Количество голосов: за _____, против ____" в пункте 11 аттестационного листа не заполнена, чем нарушены требования Порядка (Приложение N 3)
Не заполнены аттестационной комиссией также пункты 3, 7, 8 и другие, предусмотренные утвержденным постановлением администрации МО "Дербентский район" от 07.02.2019 N 68 Порядком проведения аттестации кандидатов на должности руководителя и руководителя муниципальное образовательной организации и установленной формой аттестационного листа (приложение N 3 к Порядку).
Суд апелляционной инстанции указал на то, что допущенные аттестационной комиссией нарушения при проведении аттестации кандидатов на замещение вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения Дербентского района МБОУ "Джемикенская СОШ им. Г.Алиева" в соответствии с распоряжением и.о. главы МО "Дербентский район" РД N 220 от 03.06.2020 являются существенными.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции нашел необоснованными выводы суда первой инстанции о несоответствии кандидата Магарамова Н.А. квалификационным требованиям, поскольку Магарамовым Н.А. в аттестационную комиссию представлено Свидетельство от 02.03.2013 N 3013910, выданное Институтом повышения квалификации педагогических кадров Министерства образования и науки РД, согласно которому им успешно выполнена образовательная программа повышения квалификации по управлению ОУ и организации методической работы в современной школе "Современный менеджмент", сданы зачеты (экзамены) по направлениям: государственное и муниципальное управление, менеджмент, управление персоналом.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на момент предоставления кандидатом Магарамовым Н.А. в аттестационную комиссию документов об образовании он имел высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления и менеджмента, то есть соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям образовательных учреждений.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, отметил, что допущенное судом первой инстанции неправильное толкование норм материального права не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения в части удовлетворения требований Шабанова Э.М. о признании недействительными протоколов (решений) NN 1 и 2 аттестационной комиссии в части признания Магарамова Н.А. соответствующим, а Шабанова Э.М. - не соответствующим должности руководителя названного образовательного учреждения и последующих решений учредителя МБОУ "Джемикенская СОШ им. Г.Алиева", основанных на оспариваемых решениях аттестационной комиссии, поскольку при проведении аттестации были допущены изложенные выше нарушения установленного Порядка проведения аттестации.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций, в том числе с учетом представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, которая отражена в апелляционном определении, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 07 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.