Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Сундуков С.О., рассмотрев жалобу заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. на решение судьи Истринского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года N 12-492/2020 и решение судьи Московского областного суда от 16 июля 2020 года N 21-1273/2020, вынесенные в отношении главы крестьянского хозяйства Фролова ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. от 25 марта 2020 года, глава крестьянского хозяйства Фролов К.Н. (далее Фролов К.Н.) признан виновным и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Истринского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 16 июля 2020 года, постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. от 25 марта 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фролова К.Н. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе заместитель начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями лесного хозяйства Московской области Кузьмина И.А. просит отменить решение судьи Истринского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 16 июля 2020 года, ввиду несогласия с выводами судебных инстанций об отсутствии в действиях Фролова К.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает на то, что Фролов К.Н. привлечен к административной ответственности за нарушение пункта 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г..N 417 (действовали в период спорных правоотношений), поэтому ссылка судебных инстанций на приказ Минприроды от 8 июня 2017 года N 283 "Об утверждении Особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов", а именно на подпункт "в" пункта 16 которым предусмотрено, что устройство минерализованных полос (шириной не менее 3 метров) должно осуществляться в течение не более чем двух недель после схода снежного покрова, является несостоятельной, поскольку данный приказ применим в целях охраны лесов от радиоактивного загрязнения для осуществления радиационного обследования лесов и установления зоны их радиоактивного загрязнения.
Кроме того, полагает, что поскольку постановлением губернатора Московской области от 12 февраля 2019 года N 64/5 "О подготовке к пожароопасному периоду на территории Московской области в 2019 году" утверждено начало и завершение пожароопасного периода на территории Московской области с 10 апреля по 1 ноября 2019 года, а административное правонарушение выявлено 25 апреля 20219 года, административному органу не было необходимости устанавливать дату схода снежного покрова, белее того, из фототаблицы административного дела усматривается, что на момент выявления правонарушения снежный покров отсутствовал, на территории преобладала устойчивая сухая погода.
Фролов К.Н, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заместителем начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Кузьминой И.А. жалобы на указанные выше судебные решения, в установленный срок возражения не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы и состоявшиеся судебные решения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, определено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Основанием для привлечения главы КХ Фролова К.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом в постановлении от 25 марта 2020 года выводы о том, что 24 апреля 2019 года в 12 часов 40 минут при осуществлении государственного лесного надзора на территории лесного фонда, установлено, что глава КХ Фролов К.Н, на земельном участке с кадастровым номером N N в нарушение пункта 9.1 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, не произвело очистку от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 м от леса, при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 м или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу, поданную Фроловым К.Н. в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес решение об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья городского суда, оценив фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к выводу об отсутствии в деянии КХ Фролова К.Н. состава административного правонарушения, указав на то, что действующим законодательством - приказ Минприроды от 8 июня 2017 года N 283 "Об утверждении Особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов", установлен период, в который должны быть выполнены меры по обеспечению правил пожарной безопасности в лесах, а именно в течение не более чем двух недель после схода снежного покрова.
Судья Московского областного суда, рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, поданную на указанное решение в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый судьей городского суда судебный акт оставил без изменения.
Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты законными признать нельзя, выводы судов являются неправильными, сделаны со ссылкой на не применимый к данным правоотношениям приказ Минприроды от 8 июня 2017 года N 283 "Об утверждении Особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов", а также противоречат приведенной норме пункта 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417.
Поскольку выводы судебных инстанций основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учета приведенных выше правовых норм и являются неправильными, принятые по настоящему делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Кузьминой И.А. от 25 марта 2020 года, решение судьи Истринского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года N 12-492/2020 и решение судьи Московского областного суда от 16 июля 2020 года N 21-1273/2020, вынесенные в отношении главы крестьянского хозяйства Фролова ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Заместитель председателя суда С.О. Сундуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.