Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Худяковой Е.Л., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест", на вступившие в законную силу постановление судьи Яковлевского районного суда Белгородской области от 2 февраля 2021 года (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) и решение судьи Белгородского областного суда от 22 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее также - ООО "Газпром инвест", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Яковлевского районного суда Белгородской области от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Белгородского областного суда от 22 марта 2021 года, ООО "Газпром инвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Худякова Е.Л. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения земляных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Как следует из пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 названного Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 данного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 упомянутого Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (пункт 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны соблюдать установленные статьей 5.1 данного Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 29 декабря 2018 года N 531-03/01 в перечень выявленных объектов культурного наследия Белгородской области включен объект археологического наследия "Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2", XVII век, (Белгородская область, Яковлевский городской округ, юго-восточная часть с. Пушкарное (ул. Октябрьская).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании задания начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 18 июня 2020 года N 22-49/249 в-кс должностными лицами названного управления проведены мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия "Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2".
22 июня 2020 года в ходе данного мероприятия выявлен факт повреждения названного объекта культурного наследия: общее состояние неудовлетворительное; оборонительные сооружения Белгородской черты, проходящие по линии северо-запад - юго-восток, в 0, 35 км. к юго-востоку от окраины с. Пушкарное, перпендикулярно пересекла траншея магистрального газопровода ШБКБ (протянувшегося в направлении северо-восток - юго-запад); при прокладке траншеи был снят дерновой слой почвы до материковой глины шириной до 35-40 м.; отвалы чернозема расположены вдоль линии прокладки траншеи с юго-восточной стороны; на момент осмотра траншея засыпана, фиксируется слой перемешанного грунта. В результате производства работ по прокладке линейного объекта уничтожены все элементы фортификационных сооружений Белгородской черты на протяжении 33, 45 м.
До осуществления указанных земляных работ государственная историко-культурная экспертиза не проводилась.
Указанные нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия допущены ООО "Газпром инвест", которое является заказчиком реконструкции магистрального газопровода ШБКБ на участке 120-160 км.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 12 октября 2020 года, заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению от 18 июня 2020 года N 22-49/249 в-кс, актом осмотра выявленного объекта культурного наследия от 22 июня 2020 года N АО-249 и фотоматериалом к нему; приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 29 декабря 2018 года N 531-03/01; проектной документацией "Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия", составленной ООО "Управляющая компания "ДонГИС", и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Газпром инвест" правильно квалифицировано по части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что при производстве земляных работ в полосе отвода строящегося газопровода археологические предметы не были обнаружены, не свидетельствуют об отсутствии в деянии ООО "Газпром инвест" указанного состава административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств того, что в результате земляных работ был поврежден выявленный объект культурного наследия, опровергается актом осмотра выявленного объекта культурного наследия от 22 июня 2020 года N АО-249 и фотоматериалом к нему (л.д.30-37); проектной документацией "Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия", составленной ООО "Управляющая компания "ДонГИС" с иллюстрациями (л.д.87-113); техническим отчетом по выполненным археологическим исследованиям с иллюстрациями (л.д.115-146).
Доводы жалобы об отсутствии у общества возможности для соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия, несостоятельны.
Имеющееся в материалах дела заключение управления культуры Белгородской области от 4 июля 2008 года N590 является заключением о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на территории Белгородского района Белгородской области. Подобного заключения в отношении объектов культурного наследия на территории Яковлевского городского округа Белгородской области проектная документация не содержит.
В ответах управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области обществу не сообщалось об отсутствии выявленных объектов культурного наследия на территории Яковлевского городского округа Белгородской области, а указывалось в соответствии с требованиями законодательства о необходимости проведения историко-культурной экспертизы, однако этого сделано не было.
Учитывая изложенное, ссылки в жалобе на положения статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, не могут быть приняты во внимание.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "Газпром инвест" с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 7.13 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Яковлевского районного суда Белгородской области от 2 февраля 2021 года и решение судьи Белгородского областного суда от 22 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Худяковой Е.Л, действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест", - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.