Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васялева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 8 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования Тульской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд административным исковым заявлением к министерству образования Тульской области, в котором просило признать незаконным решение от 21 декабря 2020 года об отказе во взаимодействии в части организации добровольческой деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 30 ноября 2020 года им в адрес министерства образования Тульской области было направлено предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Однако административным ответчиком 21 декабря 2020 года было принято указанное решение, которое повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи, создало препятствие в реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 8 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 июля 2021 года, представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит отменить состоявшиеся судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия... ", которым предусмотрено заключение соглашения о взаимодействии после принятия решения государственным органом. Указывает, что судами в его адрес не были своевременного направлены возражения на административное исковое заявление и апелляционную жалобу, в связи с чем были нарушены его права и ограничен доступ к правосудию.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 30 ноября 2020 года организатор, добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" Королев Ю.В. направил в адрес министерства образования Тульской области сообщение, поименованное как Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета.
В указанном сообщении приведены выдержки из Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года за N Пр-38ГС, дана оценка указанному документу, приведены положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выдержки из Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года, а также из Указа Президента Российской Федерации N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации", перечислены права организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций, приведено толкование понятия "самоопределения".
Также, в данном сообщении указаны данные Королева Ю.В, имеется указание на вебинар, предполагаемый к осуществлению, на котором размещена Программа семинара, указано на предполагаемое количество участников 100 человек, в качестве требования к оборудованию и программному обеспечению указан выход в интернет, сообщено, что дата, время и количество участников мероприятия определяются на основании заключаемого Соглашения в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425.
Кроме того, данное сообщение содержит сведения о благотворительной организации, истории и сферах ее деятельности.
Из обращения также усматривается, что к нему приложена доверенность.
Обращение подано в электронном виде и подписано электронной подписью Королева Ю.В.
21 декабря 2020 года министерством образования Тульской области в адрес административного истца направлен ответ N 16-10/13082, в котором даны разъяснения по существу направленного предложения, в частности было разъяснено, что министерством образования Тульской области с 2017 года ведется системная работа по повышению финансовой грамотности обучающихся организаций.
Также министерством разработан и успешно реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по повышению финансовой грамотности населения Тульской области на 2020-2023 годы, утвержденный заместителем председателя Правительства Тульской области от 31 марта 2020 года.
Министерство образования Тульской области при принятии решения о целесообразности участия педагогических работников в тех или иных мероприятиях руководствуется письмом Министерства просвещения Российской Федерации и Рособрнадзора от 27 марта 2020 года NВБ-711/14, согласно которому органам исполнительной власти в сфере образования рекомендовано снизить нагрузку на педагогических работников образовательных организаций в условиях осуществления образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в целях профилактики распространения и предупреждения заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе путем уменьшения количества мероприятий, не связанных с выполнением должностных обязанностей. Перечень мероприятий, в которых участвуют педагогические работники, необходимо ограничить только мероприятиями, организаторами которых выступают органы государственной власти или органы честного самоуправления. Целесообразность участия педагогических работников в иных мероприятиях, в том числе в инициативном порядке, подлежит согласованию в Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Целесообразность участия педагогических работников в иных мероприятиях, в том числе в инициативном порядке, подлежит согласованию с Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законных прав и интересов административного истца оспариваемым решением. Данный вывод сделан на основании анализа содержания обращения административного истца и принятого по результатам его рассмотрения решения от 30 ноября 2020 года.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Из материалов дела следует, что обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" рассмотрено министерством образования Тульской области в соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ направлен своевременно.
Данные о нарушении министерством образования Тульской области приведенных требований к рассмотрению обращения судами нижестоящих инстанций не установлены. Исходя из установленных по делу обстоятельств, право Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на рассмотрение обращения не нарушено.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия... " не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Проанализировав содержание обращения, суды установили, что обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" не являлось предложением об осуществлении межведомственного взаимодействия с министерством образования Тульской области, следовательно, оно не подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями названного Постановления Правительства Российской Федерации.
Не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра постановленных по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы о нарушении оспариваемым решением (письмом) прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа детей, нуждающихся в помощи государства и благотворительной помощи, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих право молодежных и детских объединений, в том числе Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", обращаться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или неопределенного круга лиц.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы о несвоевременном направлении в адрес административного истца возражений на административное исковое заявление аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, мотивы, по которым такие доводы были отклонены, изложены в обжалуемом апелляционном определении. Не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, оснований не имеется.
Не может быть признано состоятельным и утверждение заявителя кассационной жалобы о ненаправлении в нарушение требований процессуального закона в адрес административного истца возражений на апелляционную жалобу, поскольку, согласно материалам дела, такие возражения не подавались.
Нарушений норм процессуального или материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.