Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020 годы.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
29 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", которое 30 ноября 2018 года опубликовано на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru) и вступило в силу со дня подписания.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 ноября 2019 N 4260 "О внесении изменения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954", опубликованным 29 ноября 2019 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mizo.tularegion.ru), распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954 признано недействительным с 29 ноября 2018 года в части включения в Перечень на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N из Перечня исключена строка, предусматривающая сведения по данному объекту.
22 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", которое 26 ноября 2019 года опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru и вступило в силу со дня подписания.
В названные Перечни на 2019-2020 годы под пунктами 3790 и 4068 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 123, 4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", пом. 111.
Ивкина В.Н, являясь собственником нежилого помещения, обратилась в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 3790 и 4068 Перечней на 2019-2020 годы, ссылаясь на то, что принадлежащее ей нежилое помещение с кадастровым номером N является подвальным, не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и для таких целей не используется; находится в многоквартирном жилом доме. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не предусматривает размещение на нем административно-деловых центров, торговых центров (комплексов). Включение объекта недвижимости в Перечни влечет для административного истца увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц
Решением Тульского областного суда от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года, административные исковые требования Ивкиной В.Н. удовлетворены, с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Ивкиной В.Н. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 14 июля 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 июля 2021 года, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе заявитель указывает, что по адресу спорного нежилого помещения зарегистрированы два юридических лица, согласно сведениям ЕГРЮЛ видом деятельности которых является торговая деятельность; площадь спорного нежилого помещения и помещений, из которых оно состоит, также свидетельствует о предназначении такого нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов. Кроме того, выражает несогласие с данной судами оценкой показаниям свидетеля.
На кассационную жалобу прокуратурой Тульской области поданы письменные возражения, в которых заявитель просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области N 452 от 13 октября 2016 года, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и размещен на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019-2020 годы не соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на соответствующей территории (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тульской области налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года.
Согласно пунктам 1 и 2 решения Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N 4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц" установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории города Тулы налог на имущество физических лиц, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Пунктом 3 того же решения установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3 78.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2.0 процента.
В силу положений пункта 1 статьи 403, статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2015 года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка вид фактического использования определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местною самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из приведенных выше правовых норм следует, что нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на момент издания Перечня и наступления налогового периода административный истец Ивкина В.Н. являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 123, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пом. 111.
Данный объект расположен в цокольном этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, не включенного в Перечни, находящегося в пределах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома, для иных видов жилой застройки.
На основании ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области" и сведений, содержащихся в выписке из единого государственного реестра недвижимости, установлено, что объект с кадастровым номером N стоит на государственном кадастровом учете с 12 декабря 2012 года. Наименование данного объекта и его назначение - "нежилое помещение".
По данным технического учета спорный объект поставлен на технический учет 23 сентября 2010 года, имеет наименование и назначение - обособленное нежилое помещение, включает в себя помещения, поименованные как "рабочая комната", "входной тамбур", "санузел".
В состав объекта с кадастровым номером N по данным технического учета не входят помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судами также установлено, что нежилое помещение включено в Перечни исходя из данных о фактическом использовании как торговом объекте по результатам его фактического визуального обследования.
Из писем администрации города Тулы следует, что органом местного самоуправления в министерство экономического развития Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость, в число которых включено нежилое помещение с кадастровым номером N с указанием на его фактическое использование для размещения торговых объектов.
Визуальное обследование данного объекта проводилось специалистом администрации города Тулы Капелюхой Л.М.
Вместе с тем, как правильно указали суды, акт осмотра в отношении указанного объекта недвижимости, иные доказательства, отвечающие критериям относимости и допустимости, достоверно подтверждающие фактическое использование не менее 20 процентов общей площади нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания), суду представлены не были.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на нормах законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения, и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о регистрации по месту нахождения спорного объекта недвижимости юридических лиц, видом деятельности которых является торговая деятельность, аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки судов обеих инстанций, мотивы, по которым такие доводы были отклонены, изложены в обжалуемых судебных актах. Не согласиться с выводами судов оснований не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что площадь спорного объекта недвижимости и состав его помещений свидетельствуют о предназначении такого объекта для размещения офисов, торговых объектов, основана на предположениях. Соответствие принадлежащего административному истцу объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не установлено.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся по делу доказательств, между тем суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, установленным обстоятельствам не наделен.
Поскольку судами нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и, соответственно, для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тульского областного суда от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.