Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Вишневской В.Д, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Антона Александровича, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО12, к Министерству социального развития Саратовской области, Государственному Учреждению - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, по кассационной жалобе Сорокина Антона Александровича
на решение Кировского районного суда г.Саратова от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 апреля 2021 года
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д, пояснения истца Сорокина А.А. и его представителя в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ Гнедюк М.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя СРО ФСС РФ - Бунтяковой Т.Н, относительно доводов кассационной жалобы,
Сорокин А.А. в интересах несовершеннолетнего ФИО13 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Саратовской области, ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС России об обязании предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации.
Решением Кировского районного суда г.Саратова от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Саратовского областного суда от 1 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требования Сорокину А.А, действующему в интересах несовершеннолетнего ФИО14, отказано.
В поданной кассационной жалобе Сорокин А.А. просит решение Кировского районного суда г.Саратова от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 апреля 2021 года отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2016 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка - инвалида N к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" Минтруда России Бюро медико - социальной экспертизы N (для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет), ФИО1 требуются, среди прочего, кресла - коляски с ручным приводом для больных ДЦП комнатная и прогулочная с указанными в программе параметрами и приспособлениями.
ДД.ММ.ГГГГ Сорокин А.А, являясь законным представителем ФИО1, обратился в ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС России с заявлением об обеспечении ФИО1 техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП комнатная с гидравлическим амортизатором модель "x:panda" фирмы R82, кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, модель Stringrax фирмы R82.
ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС России направило в адрес Сорокина А.А. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС России делались запросы ценового предложения на рекомендуемые ФИО1 кресла - коляски, на которые поступили ценовые предложения от потенциальных поставщиков на модели "Х:panda", в согласовании закупки ФСС России было отказано в связи с превышением предлагаемых цен над среднерыночными более чем на 240000 руб, на 320000 руб.
На запросы ценового предложения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ценовые предложения не поступили, на запросы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, поступило по 1 ценовому предложению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Сорокину А.А. суд первой инстанции исходил из того, что для обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации, отделением ФСС России проводятся все процедуры государственных закупок технических средств реабилитации. Поскольку ФИО1 в спорный период не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, его право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами, дополнительно сославшись на то, что восстановлению подлежит только нарушенное право, а в данном случае истцом заявлено требование о подтверждении гарантированного ему законом права при отсутствии отказа в обеспечении средствами реабилитации.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Пунктом 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования Сорокина А.А, изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи не применил, не учел, что ребенок-инвалид ФИО1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается, среди прочего, в кресле-коляске с ручным приводом для больных ДЦП комнатной и прогулочной с определёнными параметрами, характеристиками и приспособлениям, которая ему до настоящего времени не предоставлена по причине не проведения процедуры госзакупки данного технического средства реабилитации, как указывает ответчик, ввиду отсутствия от потенциальных продавцов предложений для формирования начальной максимальной цены контракта либо значительного превышения предлагаемой цены по сравнению со средней рыночной ценой.
Суд первой инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что отсутствие возможности предоставления технических средств реабилитации в натуре не установлено, не дана оценка доводам истца о том, что у ответчика имелась возможность закупки указанных кресел-колясок в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, путем формирования начальной и максимальной цены контракта на основании поступающих ценовых предложений.
Ссылка суда в обоснование отказа в удовлетворении требований истца на то, что Фондом социального страхования проводятся все процедуры государственных закупок, в связи с чем, права ребенка-инвалида ответчиком не нарушаются, сделаны с нарушением подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права. Обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут умалять право инвалида на бесплатное обеспечение технических средств реабилитации, назначенных ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.
Вместе с тем судом не учтено отсутствие в законе оснований для освобождения Фонда социального страхования от обязанности предоставить ребенку-инвалиду техническое средство реабилитации, а также судом не принято во внимание, что указанное средство не предоставляется ребенку-инвалиду с февраля 2020г, в связи с чем, ребенок лишен возможности передвигаться по квартире и бывать на улице, что может также негативно сказаться на состоянии его здоровья, а у родителей отсутствуют денежные средства для самостоятельной покупки двух кресел-колясок.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке приведенным выше обстоятельствам также оценка дана не была.
Неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права привели к лишению ребенка-инвалида возможности реализовать в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" свои права на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Ввиду изложенного выше решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, действующего в интересах ребенка-инвалида, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 апреля 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.