Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Вишневской В.Д, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Игоря Васильевича к УПФР в г.Калуге Калужской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Сорокина Игоря Васильевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
Сорокин И.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в г.Калуге Калужской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2020 года исковые требования Сорокина И.В. удовлетворены: на ГУ - УПФР в г.Калуге Калужской области возложена обязанность включить в стаж Сорокина И.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном исчислении следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности руководителя кружка "адрес" станции юных техников, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - служба в органах внутренних дел, и назначить Сорокину И.В. досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на ГУ - УПФР в г. Калуге Калужской области обязанности включить в педагогический стаж Сорокина И.В. в календарном исчислении период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении Сорокину И.В. досрочно страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отменено, и принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Сорокин И.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 марта 2021 г. отменить полностью, оставить в силе решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2020г, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Сорокин И.В. обратился в ГУ - УПФР в г.Калуге Калужской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием 25 лет педагогического стажа.
Решением ГУ - УПФР в г.Калуге Калужской области от ДД.ММ.ГГГГг. Сорокину И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности, который был определен ответчиком как 20 лет 00 месяцев 15 дней.
В педагогический стаж не засчитаны следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Калужской областной станции юных техников; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военная служба по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в органах внутренних дел.
Разрешая спор в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Калужской областной станции юных техников, периода службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, сославшись на положения п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", подп. "г" п. 1, 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С выводами суда первой инстанции в данной части согласился суд апелляционной инстанции.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы Сорокина И.В. в органах внутренних дел с 16 августа 1993 г. по 26 августа 1998 г, суд первой инстанции, применив по аналогии закона разъяснения, указанные в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что служба истца в органах внутренних дел началась с 16 августа 1993г. и согласно Положению, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397, засчитывалась в стаж для назначения пенсии работникам просвещения.
Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении иска не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене в части включения в педагогический стаж периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда исходила из того, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе службы в органах внутренних дел, предусмотрено в силу п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до 1 января 1992г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Нормы Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993г, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности Сорокина И.В. при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период его действия у Сорокина И.В. отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности.
Судебная коллегия по гражданским делам считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, (действовало на начало службы в органах внутренних дел) работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются в том числе служба в составе Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Указанное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьей 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Разъяснения), утверждёнными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему на период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действовавшим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (абзац 1, 2 пункта 1 Разъяснений).
Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж педагогической деятельности период службы в органах внутренних дел при наличии необходимого стажа. Последующими законодательными актами, направленными на досрочное пенсионное обеспечение, не предусматривается включение периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы Сорокина И.В. о том, что судом неверно сделан вывод о том, что на момент отмены Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (1 октября 1993 г.) им не выработано 2/3 специального стажа, а также о том, что судом необоснованно не применен указанный нормативный акт, утративший силу, но действовавший в спорный период, нельзя признать обоснованными, поскольку судом апелляционной инстанции были установлены значимые обстоятельства дела, проанализированы представленные доказательства, учтено, что на период действия Положения N1397 у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности, при этом, обязательным условием зачета времени службы в органах внутренних дел (то есть периода иной, не педагогической деятельности) 2/3 стажа должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности службы в органах внутренних дел допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17.12.1959 N1397 и только при наличии стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сорокина Игоря Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.