Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Ефимовой Д.А, с участием прокурора Воеводина А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1-299/2019 по иску ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Азаевой Анастасии Тихоновне, Михеевой Светлане Никифоровне, Михеевой Ольге Сергеевне, Михееву Кириллу Сергеевичу о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, по встречному иску Азаевой Анастасии Тихоновны к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об установлении факта, имеющего юридическое значение - признании членами семьи, признании нуждающимися в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Козельского районного суда Калужской области от 23.10.2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23.03.2021 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, объяснения представителя ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Догаевой Б.В, действующей на основании доверенности от 21.07.2021 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Воеводина А.В, полагавшего, судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ обратилось с иском к Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, указывая на то, что в многоквартирном доме признанном аварийным и подлежащим сносу, зарегистрированы ответчики, которые в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ на состоят, в настоящее время ответчикам по договору краткосрочного найма сроком на девять месяцев предоставлено жилое помещение по иному адресу. Регистрация ответчиков по прежнему месту жительства препятствует истцу осуществить списание и снос аварийного жилого дома.
Азаева А.Т. обратилась в суд со встречным иском к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михеева К.С. членами её семьи, признании нуждающимися в жилом помещении и предоставлении иного жилого помещения, указывая на то, что она и члены её семьи вселены в спорное жилое служебное помещение на основании ордера, выданного ее супругу на состав семьи из четырех человек, включая дочь и сына. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время дом снесен, в связи с чем им на состав семьи должно быть предоставлено другое жилое помещение.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 23.10.2019 г. исковые требования ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и встречные исковые требования Азаевой А.Т. удовлетворены частично:
Азаева А.Т, Михеева С.Н, Михеева О.С, Михеев К.С. признаны прекратившими право пользования жилым помещением по адресу: "адрес";
Михеева С.Н, Михеева О.С, Михеев К.С. признаны членами семьи Азаевой А.Т.;
на ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ возложена обязанность предоставить Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте населенного пункта города Козельска Калужской области, общей площадью не менее 68, 88 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 10.07.2020 г. решение в части удовлетворения встречного иска Азаевой А.Т. отменено, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Азаевой А.Т.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2020 г. апелляционное определение в части отмены решения суда отменено, дело в отмененной части направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении решение суда апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23.03.2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ поставлен вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных в части возложения на них обязанности по представлению Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения.
Учитывая, что судебные постановления в части удовлетворения исковых требований ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михеева К.С. прекратившими право пользования жилым помещением не обжалуются, их законность в указанной части судебной коллегией не проверяется.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Козельского городского Совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" признана служебным фондом в/ч 22034.
На основании приказа Министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный многоквартирный дом включен в перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Вышеуказанная квартира на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ, предоставлена Азаеву Н.И, проходившему военную службу, на состав семьи, в том числе супругу Азаеву А.Т. и двух несовершеннолетних детей.
Азаева А.Т. с 1980 г. по 2006 г. работала на гражданских должностях в войсковых частях в городе Козельске, с 1989 г. является пенсионером по старости.
Ее супруг ФИО10, умерший в ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на гражданских должностях в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью N (наймодатель) и Азаевой А.Т. (наниматель) в отношении указанной квартиры заключен договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда, относящегося к Министерству обороны РФ, в котором в качестве членов семьи нанимателя указаны дочь Михеева С.Н. и внуки Михеева О.С. и Михеев К.С.
Приказом заместителя Министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ поручено организовать мероприятия по расторжению договоров найма жилых помещений в жилом доме в соответствии с законодательством РФ и по предоставлению гражданам, подлежащим расселению, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ, в лице ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (наймодатель) и Азаевой А.Т. (наниматель) заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, согласно условиям которого, Азаевой А.Т, Михеевой С.Н, Михеевой О.С, Михееву К.С. для временного пользования и проживания, без права на регистрацию по месту жительства, сроком на 9 месяцев предоставлена четырехкомнатная "адрес", являющаяся специализированным жилищным фондом Министерства обороны РФ.
На дату рассмотрения спора многоквартирный "адрес" в "адрес" снесен.
Судом установлено, что Азаева А.Т, Михеева С.Н, Михеева О.С, Михеев К.С. какие-либо иные жилые помещения в собственности или другом праве не имеют.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 15, 85, 86, 89, 92, 93 ЖК РФ, ст. 6, 28-31, 33, 42, 43, 104 ЖК РСФСР, ст. 13 Закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", разъяснениями, изложенными в п. 37, 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и встречных исковых требований Азаевой А.Т.
Разрешая встречные исковые требования Азаевой А.Т, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с переселением из домов, подлежащих сносу, носит компенсационный характер.
Соглашаясь с постановленным решением, суд апелляционной инстанции указал, что жилое помещение предоставлено истцам взамен жилого помещения, признанного по инициативе законного владельца многоквартирного дома - Министерства обороны РФ, непригодным для проживания, с переселением граждан из занимаемого ими жилых помещений в другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в срок до 1.01.2020 г. и фактически уже снесенного, правомерно, взамен жилого помещения, которым Азаева А.Т. имела законное право пользоваться, относясь к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеет оснований.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не наделено функциями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, организация и осуществление мероприятий по расселению граждан из жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ, признанных непригодными для проживания граждан, а также из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма, нуждающимся в получении жилых помещений для постоянного проживания, относится к функциям Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, как указал суд апелляционной инстанции, не свидетельствует о неправильности решения суда и невозможности его исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Силах РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 19 Устава ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно п. 5 Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В этой связи ссылка в кассационной жалобы на то, что встречный иск заявлен к ненадлежащему ответчику, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно п. 2 приказа Министра обороны РФ от 03.09.2020 N 444 "Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации", Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по:
1) управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками, ВДВИ;
Департамент является центральным органом военного управления и непосредственно подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения (далее - заместитель Министра обороны Российской Федерации) (п.3).
В соответствии с п. 8 приказа N444, Департамент осуществляет функции в части реализации полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками, в том числе и в целях реализации полномочий Министерства обороны в области управления и распоряжения жилищным фондом
В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны РФ от 29.12.2020 N 744 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации", Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны, в соответствии с его назначением.
Департамент является центральным органом военного управления и непосредственно подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения (п.3).
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим иском Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации реализует свои функции по реализации полномочий Министерства обороны в области управления и распоряжения жилищным фондом.
Министерство обороны, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в своей деятельности при выполнении возложенных на неё функции руководствуется соответствующим действующим российским законодательством, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации.
Так в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
Исходя из того, что ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, без предоставления другого жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, а истец требует их выселения, указывая на наличие препятствий по распоряжению принадлежащим Министерству обороны имуществом - земельным участком и расположенным на нём многоквартирным домом, суд правомерно, удовлетворяя требования о прекращении права пользования ответчиков спорным жилым помещением, обязал истца предоставить им взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору социального найма во исполнение приказа заместителя Министра обороны о переселении граждан из спорного дома в другие жилые помещения по договорам социального найма.
То обстоятельство, что до настоящего времени приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации за N24 от 21.01.2019 г, в ведении которого находятся и Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, и Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а граждане, проживающие в нём, расселению, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма, не исполнен полном объёме соответствующими структурными подразделениями Министерства обороны, финансирование которых производится из федерального бюджета, выделяемого Министерству обороны, как главному распорядителю средств федерального бюджета, предусмотренного на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, не может ложиться бременем негативных последствий на лиц, подлежащих переселению с предоставлением иного жилого помещения по договору социального найма из данного дома, который фактически на дату рассмотрения спора, истцом уже снесён.
Требований о заключении договора социального найма именно между истцом и ответчиками судом не разрешались, а поэтому ссылка в жалобе на то, что заключение договора социального найма не входит в их функцию, не влияет на законность постановленного решения, как и доводы о том, что при исполнении решения суда могут возникнуть сложности по его исполнению, не является основанием для его отмены, поскольку, в соответствии со ст. 202 ГПК РФ, в случае неясности решения суда, суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Несогласие с судебными постановлениями либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения данных судебных актов.
Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Козельского районного суда Калужской области от 23.10.2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.