Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Третьякова Александра Станиславовича, действующего на основании доверенности в интересах товарищества собственников жилья "Чичерина, 21" на постановление заместителя главного государственного инспектора города Челябинска по пожарному надзору от 06 августа 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г.Челябинска от 25 ноября 2020 года и решение судьи Челябинского областного суда от 14 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Чичерина, 21",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Челябинска по пожарному надзору от 06 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г.Челябинска от 25 ноября 2020 года и решением судьи Челябинского областного суда от 14 января 2021 года, товарищество собственников жилья "Чичерина, 21" (далее - ТСЖ "Чичерина 21", товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник Третьяков А.С. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении товарищества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу подпункта "е" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктами "ж", "к" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, предусмотрено, что запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНДиПР по г. Челябинску от 05 июня 2020 года в отношении ТСЖ "Чичерина 21", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Челябинск, ул.Чичерина, 21, была проведена внеплановая проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушении правил пожарной безопасности. По результатам составлен акт проверки N 307 от 30 июня 2020 года, в котором указаны выявленные нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты юридическим лицом - ТСЖ "Чичерина 21".
А именно, при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности: на путях эвакуации в общих коридорах с третьего по шестнадцатый этажи многоквартирного жилого дома установлены перегородки из кирпича с устройством в них металлических дверей, которые препятствуют свободной эвакуации людей и не позволяют вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные двери, а также блокируют доступ к пожарному крану внутреннего противопожарного водопровода, расположенного на этаже, чем нарушены п.п. "ж" п. 23, п. 33, п.п. "а" п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Виновность ТСЖ "Чичерина 21" во вменяемом административном правонарушении подтверждена представленными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д.28-29), актом проверки (л.д.32-33), распоряжением о проведении проверки (л.д.30), Уставом ТСЖ (л.д.38-41) и иными материалами дела.
Вывод должностного лица, судей районного и областного судов о наличии в деянии товарищества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что по делу не установлено какие именно противоправные действия совершило юридическое лицо, в результате чего допустило вмененное ему административное правонарушение, так как товарищество ни каких дверей не устанавливало, работ по изменению проектно-планировочных решений не проводило, собственником, арендатором или иным владельцем общего имущества собственников не является, ранее являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам жалобы содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности, товарищество является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на спорном объекте защиты.
Нарушения требований пожарной безопасности несут угрозу для жизни и здоровья граждан, требования к противопожарному режиму эксплуатации многоквартирного дома являются обязательными для соблюдения товариществом.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судов, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суд общей юрисдикции, постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Челябинска по пожарному надзору от 06 августа 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г.Челябинска от 25 ноября 2020 года и решение судьи Челябинского областного суда от 14 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Чичерина, 21", оставить без изменения, жалобу защитника Третьякова Александра Станиславовича, действующего на основании доверенности в интересах товарищества собственников жилья "Чичерина, 21" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции П.В.Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.