Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу Гурбанова Иззата Расат оглы на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года, вынесенное в отношении Гурбанова Иззата Расат оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года, Гурбанов Иззат Расат оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год, с конфискацией предметов административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Гурбанов И.Р.о выражает несогласие с указанным выше судебным актом, вступившим в законную силу, приводя доводы о его незаконности, просит отменить судебный акт и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.
Субъектом указанного административного правонарушения является водитель транспортного средства.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, а лишенным такого права, - по части 2 данной статьи.
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20, в случае совершения при управлении транспортным средством лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, других административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ (за исключением предусмотренных частью 3 статьи 12.8 и частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ) либо другой главой Особенной части данного Кодекса, действия такого лица следует квалифицировать соответственно по части 1 или 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иным статьям Особенной части указанного Кодекса.
В том случае если санкция подлежащей применению статьи главы 12 КоАП РФ не предусматривает административного наказания в виде административного штрафа, а иные виды административного наказания не могут быть применены к не имеющему права управления транспортными средствами субъекту административного правонарушения, его действия могут быть квалифицированы только по части 1 статьи 12.7 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения), запрещается эксплуатация транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения специальными проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами.
Согласно пункту 7.8 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям, неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком "Федеральная служба охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации, запрещается.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что 24 сентября 2020 года инспектором ГИБДД в отношении Гурбанова Иззата Расат оглы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.5 КоАП РФ, из содержания которого следует, что 24 сентября 2020 года в 19 часов 10 минут в городе Когалыме на ул. Дружбы Народов, 40, Гурбанов И.Р. управлял транспортным средством ЛАДА 217030, государственный регистрационный знак "данные изъяты", на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных звуковых сигналов; данные действия являются нарушением пунктов 7.8, 11 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства мировой судья судебного участка N3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры пришел к выводу о виновности Гурбанова И.Р.о в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.5 КоАП РФ и в качестве наказания назначил лишение права управления транспортными средствами, а также конфискацию предметов правонарушения.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из буквального толкования части 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, обладающее правом управления транспортным средством или лишенное в установленном порядке права управления транспортными средствами.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующее водительское удостоверение.
Поэтому назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Гурбанов И.Р.о приводит доводы о том, что он не мог быть субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку в установленном законом порядке никогда не приобретал данное специальное право.
При рассмотрении дела по существу мировым судьей вопрос о наличии права управления транспортным средством у Гурбанова И.Р.о должным образом не выяснялся.
Мировым судьей меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
По информации представленной ГУ МВД России по Челябинской области по запросу Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, сведения о выдаче водительского удостоверения Гурбанову И.Р.о в информационной системе "ФИС ГИБДД-М" отсутствуют, что очередь исключает наличие в деянии Гурбанова И.Р.о признаков состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года, вынесенное в отношении Гурбанова И.Р.о по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении названного лица подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года, вынесенное в отношении Гурбанова Иззата Расат оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.