Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Гречкань Н.И., рассмотрев гражданское дело N2-2006/2020-1 по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" к Жуковой Елене Юрьевне о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, по кассационной жалобе Жуковой Елены Юрьевны на решение мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
НК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" обратилась в суд с иском к Жуковой Е.Ю. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В обоснование требований указано, что истец является специализированной организацией, обеспечивающий проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории ЯНАО. Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории ЯНАО вступила в действие 15 января 2015 года, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений возникла с 01 октября 2015 года. Ответчик является собственником нежилых помещений N "данные изъяты", расположенных в доме "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" г. "данные изъяты" который включен в региональную программу капитального ремонта. Минимальный размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, установленный постановлением Правительства ЯНАО от 20 марта 2024 года N203-П, составляет 10, 50 рублей на квадратный метр общей площади жилых и нежилых помещений. Общая площадь помещения, принадлежащего ответчику, составляет 44, 70 кв.м, ежемесячный взнос на капитальный ремонт, подлежащий уплате ответчиком, составляет 469, 35 рублей. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своей обязанности по оплате взносов за период с 01 июня 2018 года по 31 августа 2020 года образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 11 995, 20 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2021 года, исковые требования удовлетворены, с Жуковой Е.Ю. в пользу истца взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01 июня 2018 года по 31 августа 2020 года в размере 11 995 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 479, 81 рублей.
В кассационной жалобе Жукова Е.Ю. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права при их вынесении, несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении.
Полагает, что у нее отсутствовала обязанность по внесению платежей, так как платежные документы, содержащие сведения о плате за капитальный ремонт, надлежащим образом региональным оператором не выставлялись, ей не направлялись. Кроме того, истцом не соблюден претензионный досудебный порядок разрешения спора, акты сверок, претензии ответчику не направлялись, в связи с чем, исковое заявление должно было быть возвращено судом со стадии его принятия. Органом местного самоуправления не было инициировано общее собрание собственников помещений для разрешения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и определения размера взноса на капитальный ремонт. Полагает, что оплата взносов на капитальный ремонт может быть осуществлены только с использованием сети интернет, тогда как она подключения к сети не имеет. Фонд, как некоммерческая организация, не легитимен, так как такая организация может быть учреждена только на основе добровольных имущественных взносов. Указывает на то, что судами не проверено, распределялись ли вносимые ею платежи с учетом срока исковой давности относительно момента их внесения. Указывает, что рассмотрение настоящего спора не подсудно мировому судье, дело должно было рассматриваться районным (городским) судом.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции кассационной жалобы, извещены надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном нормами статей 379.5, 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как установлено судом, Жукова Е.Ю. с 15 декабря 2014 года является собственником нежилых помещений N "данные изъяты" общей площадью 21.5 кв.м, и N "данные изъяты" общей площадью 23, 2 кв.м, расположенных по адресу: г. "данные изъяты" указанный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирным домах, расположенных на территории ЯНАО (утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 29 декабря 2014 года N1136-П) и входит в перечень многоквартирных домов, в отношении которых определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (постановление администрации МО г. Салехарда от 18 августа 2015 года N366).
Таким образом, Жукова Е.Ю, являясь собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязана уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме.
Такая обязанность ответчиком надлежащим образом исполнена не была, факт неоплаты взносов ответчик не оспаривает, в результате чего возникла задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по помещению N116 за период с 01 сентября 2018 года по 31 августа 2020 года в размере 5 418 рублей; по помещению N117 за период с 01 июня 2018 года по 31 августа 2020 года -6 577 рублей 20 копеек.
Начисления за спорный период были произведены истцом в соответствии с действовавшим на тот момент тарифом, установленным постановлением Правительства ЯНАО от 20 марта 2014 года N203-П, и, исходя из общей площади принадлежащих ответчику нежилых помещений.
Установив изложенное и руководствуясь положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 38, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, мировой судья, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворил, проверил представленный расчет задолженности, принял во внимание, что ответчик является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, в связи с чем, на него в силу требований жилищного законодательства, возложена обязанность нести расходы по оплате взносов на капитальный ремонт.
Седьмой кассационной суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии положениями статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально площади принадлежащего ему помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом закон не ставит переход доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме к собственнику и исполнение им обязанности уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в зависимость от вида и назначения находящего в его собственности помещения (жилые или нежилые).
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона ЯНАО от 28 марта 2014 года N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах устанавливается постановлением Правительства автономного округа в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе, являющиеся публично-правовыми образованиями, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судами верно установлена обязанность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, от которой заявитель не может быть освобожден по причине отсутствия платежных документов, направляемых истцом.
Ответчик к региональному оператору с заявлением о направлении платежных поручений по иному адресу, о предоставлении возможности получения их лично, не обращалась, не сообщала о том, что платежные поручения ею не получаются, в связи с чем, она не может установить размер взносов.
Доводы заявителя о необходимости соблюдения претензионного порядка урегулирования спора основаны на неверном понимании норм процессуального права, при этом заявитель ссылается на положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как ответчик индивидуальным предпринимателем не является, при разрешении спора судами обоснованно применялись нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, который претензионного порядка для разрешения споров данной категории не предусматривает.
Доводы заявителя о нарушении ее прав и законных интересов отсутствием решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определяющим способ формирования фонда капитального ремонта и размер взносов в него, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке, так как отсутствие такого решения прав и интересов ответчика не нарушает.
При этом судом кассационной инстанции учитывается, что органом местного самоуправления установлен минимальный тариф для определения размера взносов на капитальный ремонт, законом ЯНАО от 28 марта 2014 года N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" предусматривается, что решением общего собрания такой тариф может быть изменен только в сторону увеличения.
Кроме того, у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по организации проведения собрания собственников помещений в многоквартирном доме, функции органа местного самоуправления заключаются в создании фонда капитального ремонта для аккумулирования взносов собственников домов, которые не выбрали иного способа формирования фонда капитального ремонта.
Указанная функция была выполнена органом местного самоуправления в полном объеме, при этом заявитель не ограничена в возможности в созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения об ином способе формирования фонда капитального ремонта путем открытия специального расчетного счета, а также об ином размере взносов на капитальный ремонт.
Указание заявителя в кассационной жалобе на вынесение судебных приказов по заявлению Фонда и списание денежных средств со счетов ответчика на законность и обоснованность судебных постановлений по настоящему делу не влияет.
Доводы заявителя о возможности внесения платы за капитальный ремонт лишь с использованием системы интернет какими-либо доказательствами не подтверждены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о не легитимности некоммерческой организации, необходимости применения последствий пропуска срока исковой давности к отдельным платежам, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Судом кассационной инстанции учитывается, что с исковым заявлением истец обратился 12 октября 2020 года, таким образом, судами могли быть удовлетворены требования о взыскании взносов за капитальный ремонт с сентября 2017 года, а в случае вынесения судебного приказа и за более длительный период, тогда как период задолженности, установленный обжалуемыми судебными постановлениями, составляет с 01 июня 2018 года по 31 августа 2020 года.
Доводы заявителя о подсудности данной категории споров районному (городскому) суду в качестве суда первой инстанции основаны на неправильном понимании норм процессуального права.
В соответствии со статьей 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение имущественных споров при цене иска не превышающей 50 000 рублей, подсудно мировому судье.
Принятые по делу решение мирового судьи и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жуковой Елены Юрьевны без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.