Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-154/2021 по административному исковому заявлению Сартакова Александра Владимировича о признании недействующими отдельных положений распоряжения министерства имущественных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 ноября 2019 года N 4260) и распоряжения министерства имущественных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год"
по апелляционной жалобе Сартакова Александра Владимировича на решение Тульского областного суда от 1 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
29 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 ноября 2019 года N 4260) (далее - Перечень на 2019 год), которое опубликовано 30 ноября 2018 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru).
22 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - Перечень на 2020 год), которое опубликовано 26 ноября 2019 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области" и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://npatula.ru.
В Перечни на 2019, 2020 годы под пунктами 1869, 1885 соответственно включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты".
Сартаков Александр Владимирович (далее также - административный истец) обратился в суд с административным иском о признании недействующими Перечней на 2019, 2020 годы в части включения в них названного нежилого здания, ссылаясь на их противоречие в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками административно-делового или торгового центра, не предназначен и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено данное здание, также не предусматривает размещение административно-деловых или торговых центров. По мнению административного истца, неправомерное включение вышеупомянутого здания в Перечни повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.
Решением Тульского областного суда от 1 апреля 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования, указывая на неправильное определение обстоятельств по делу, имеющих значение, неправильное применение и нарушение норм материального права, поскольку суд пришёл к неверному выводу о соответствии спорного здания признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что указание в наименовании помещения "спорт бар" является уточнением; указывает, что министерством имущественных и земельных отношений Тульской области мероприятий (обследований) в целях установления вида фактического использования спорного здания на момент формирования соответствующих Перечней не проводились, земельный участок, в пределах которого находится спорный объект, имеет вид разрешённого использования, который не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения; решение суда не содержит доводов о том, каким критериям соответствует спорное здание для включения его в Перечни.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Тульской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам пришла к следующему выводу.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утверждённом постановлением правительства Тульской области N 452 от 13 октября 2016 года, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт (с последующими изменениями и дополнениями) принят уполномоченным органом в установленной форме и размещён на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данной части решение суда не обжалуется.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что включение спорного здания в Перечни на 2019, 2020 годы является правомерным, поскольку на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов более 20 процентов общей площади нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учёта (инвентаризации) указанного объекта недвижимости предусматривали размещение объекта общественного питания, соответствуют действующему федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учётом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
Решением Собрания представителей муниципального образования рабочего посёлка Заокский Заокского района от 23 ноября 2018 года N 3/4 (в редакции от 25 сентября 2020 года) "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования рабочий поселок Заокский Заокского района" установлен и введён на территории муниципального образования рабочий посёлок Заокский Заокского района налог на имущество физических лиц, при этом в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговая ставка установлена в размере 2 процента от их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведённых норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сартаков А.В. является собственником двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 839, 5 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 4 000 кв.м, с видом разрешённого использования: для строительства объектов физической культуры и спорта.
Указанный объект недвижимости включён в Перечень на основании сведений о наименовании, назначении, полученных в порядке информационного взаимодействия с органами кадастровой палаты, Росреестра, местного самоуправления, налоговыми органами со следующими характеристиками: вид объекта недвижимости - здание, назначение - нежилое здание, наименование - спортивное кафе (спор бар).
Согласно сведениям Государственного учреждения Тульской области "Областное бюро технической инвентаризации", на техническом учёте числится инвентарное дело на объект недвижимости - придорожный сервис (кафе, баня), в состав которого входит объект недвижимости нежилое здание, наименование объекта - кафе. Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 11 сентября 2009 года, дата проведения последней технической инвентаризации объекта - 10 мая 2011 года.
Объект представляет собой отдельно стоящее здание. В нём имеется два этажа. Общая площадь строения (фактическая) - 839, 5 кв.м. В составе здания имеются, в том числе, на первом этаже: VIP зал на 20 человек (34, 5 кв.м), цех мясо-рыбных продуктов (16, 5 кв.м), цех заготовки овощных продуктов (11, 8 кв.м), кладовая-холодильник (14, 3 кв.м), кладовая овощей (8, 3 кв.м) цех холодных закусок (9 кв.м), кухня (51, 7 кв.м), обеденный зал на 56 посадочных мест (161, 7 кв.м).
Следовательно, в юридически значимые периоды более 20 процентов общей площади спорного нежилого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учёта (инвентаризации) указанного объекта недвижимости предусматривали размещение объекта общественного питания.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил также из понятий, предусмотренных ГОСТом 31985-2013. Межгосударственный стандарт. "Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013), ГОСТом 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (далее - ГОСТ 30389-2013) и Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036.
В соответствии с ГОСТом 31985-2013 кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия; бар - предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в том числе табачные изделия; услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). ли индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах; исполнитель услуги общественного питания: Предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
Согласно пункту 3.1 ГОСТа 30389-2013 под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Исходя из понятий, предусмотренных Правилами оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом (пункт 3).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Тульского областного суда от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сартакова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.