Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-250/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Автоколонна-1425" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
акционерное общество "Автоколонна-1425" (далее - административный истец), являясь собственником земельных участков, обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2 129 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 14 декабря 2017 года в размере 3 733 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 991 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков рыночной стоимости, что нарушает права административного истца, поскольку влечёт увеличение налогового бремени как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из размера кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Решением Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года заявленные административные исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена равной рыночной: с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2 689 296 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 14 декабря 2017 года - 8 482 560 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года - 1 168 512 рублей.
В апелляционной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области) просит отменить судебный акт в части удовлетворения административных исковых требований в отношении названного государственного учреждения и принять по делу в этой части новый акт, которым отказать в удовлетворении заявленных к нему требований, ссылаясь на то, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков и, соответственно, не является надлежащим ответчиком.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учитывая положения статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Аналогичная норма содержится и в части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), которая применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платёж за объект оценки выражен в денежной форме.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "данные изъяты".
Постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года N 970 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области" по состоянию на 1 января 2014 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 052 193, 04 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 878 537, 28 рублей.
Из акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" следует, что стоимость земельного участка по состоянию на 14 декабря 2017 года определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Воронежской области с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 38 658 494, 05 рублей. Соответственно акт определения кадастровой стоимости, подготовленный сотрудником органа кадастрового учёта, является итоговым документом, содержащим результаты расчёта оспариваемой кадастровой стоимости данного земельного участка, не включённого в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2014 года.
В силу положений статей 387-391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данными Кодексами, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 6 ноября 2020 года N 2562 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 1 января 2020 года, новые сведения в отношении спорных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 11 января 2021 года и 15 января 2021 года.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности), согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обладает предоставленным статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности правом на оспаривание результатов определения ставшей архивной кадастровой стоимости земельных участков в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, административным истцом соблюдён.
Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчёты об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 4687-1/20 и N 4687-2/20 от 25 декабря 2020 года, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"").
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчётов судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 2082/6-4 от 12 апреля 2021 года, подготовленному экспертом ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России:
отчёты об оценке рыночной стоимости N 4687-1/20 и N 4687-2/20 от 25 декабря 2020 года, подготовленные ООО " "данные изъяты"", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 2 689 296 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 168 512 рублей;
по состоянию на 14 декабря 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет в размере 8 482 560 рублей.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков и пришёл к выводу, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной оценочной экспертизы на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в размере рыночной стоимости.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующим возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Заключение эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России N 2082/6-4 от 12 апреля 2021 года в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соответствует положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки. Экспертное заключение является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков.
Эксперт является членом саморегулируемой организации и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведённого исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Доводы жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 14 декабря 2017 года, а лишь произвело расчёты на основании удельных показателей, утверждённых правительством Воронежской области, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
На территории Воронежской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области.
Предусмотренные статьёй 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 и Положением о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, утверждённого приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30 декабря 2016 года (пункт 2.2.6), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, участие ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области в данном деле в качестве административного ответчика не противоречит нормам материального и процессуального права.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.