Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи частную жалобу Анохина "данные изъяты" на определение Курского областного суда от 16 июня 2021 года (N 3а-43/2021), которым прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Анохина "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителя административного истца Анохина А.С. - Орлова В.В, возражения по доводам частной жалобы представителей административного ответчика Администрации Курской области Непочатых М.В, заинтересованного лица областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" Сидоровой Ю.С, суд
установил:
Анохин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Нижняя Казацкая, 175 с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 ноября 2018 года. В подтверждение размера рыночной стоимости представлен отчет об оценке N "данные изъяты" от 23 марта 2021 года, выполненный ООО " "данные изъяты"". Дата оценки 13 ноября 2018 года.
В обоснование административного искового заявления указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", внесённая в Единый государственный реестр недвижимости, значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушает права административного истца, как собственника объекта недвижимости и плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта.
Определением Курского областного суда от 16 июня 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Анохина А.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 128, части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Анохин А.С. в лице представителя по доверенности Орлова В.В. просит отменить определение суда, разрешить вопрос по существу, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на то, что обращение в суд в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после получения отказа ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" в рассмотрении заявления, является, вопреки выводу суда первой инстанции, надлежащим способом защиты нарушенного права собственника недвижимого имущества.
Представителем областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" Коровкевич В.В. принесены возражения на частную жалобу, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив доводы частной жалобы, возражений на ней, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Курской области с 1 января 2021 года введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке).
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводами суда.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1). Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из материалов административного дела следует, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка, в отношении которого поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, была определена по состоянию на 13 ноября 2018 года на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N222, с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением администрации Курской области от 2 декабря 2016 года N904 - па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области".
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предоставляют физическим лицам право оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если эти результаты затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде или в комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно статье 22.1 Закона о кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25 ноября 2020 года N 1186-па на территории Курской области положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" применяются для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Курской области применяются положения статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности. Установление кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости осуществляется областным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки Курской области".
С административным иском Анохин А.С. обратился в Курский областной суд 5 апреля 2021 года. До 1 января 2021 года административный истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении при Росреестра по Курской области не обращался.
Как следует из ответа областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области от 9 апреля 2021 года, заявление Анохина А.С. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поступившее в учреждение 6 апреля 2021 года, было возвращено заявителю без рассмотрения на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, как поданное по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости, и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке стоимости объекта (дата заявления - 6 апреля 2021 года, дата определения рыночной стоимости - 13 ноября 2018 года).
В соответствии с положениями частей 10, 11, 15 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в суд может быть оспорено принимаемое по результатам рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, если оно подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости, и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установленный статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости.
Поскольку с 1 января 2021 года на территории Курской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, предусматривающий рассмотрение в порядке административного судопроизводства требований об оспаривании решения уполномоченного бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, постольку выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу по заявлению об установлении кадастровой стоимости являются правильными.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, разъяснил, что заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ). Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ). При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете (вопрос 4).
Отвечая на вопрос 9, Верховный Суд Российской Федерации в названном обзоре разъяснил, что законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Вопреки доводам частной жалобы самостоятельное требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной рассмотрению в суде не подлежит. Также не может быть оценен судом ответ бюджетного учреждения от 9 апреля 2021 года о возвращении заявления Анохина А.С. без рассмотрения как решение об отказе в установлении кадастровой стоимости.
Суждение представителя истца о наличии у Анохина А.С. права в судебном порядке установить оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 13 ноября 2018 года основано на неверном толковании положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ, согласно которой применительно к рассматриваемой ситуации в Курской области с 1 января 2021 года не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Таким образом, позиция суда основана на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в частной жалобе не содержится, суд приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Курского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Анохина "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Л.Г. Синьковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.