Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Бобылевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2172/2021 по апелляционной жалобе Бутырина Сергея Васильевича на решение Московского городского суда от 3 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Бутырина Сергея Васильевича об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москве - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москве - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 Голышева И.В, заключение прокурора Бобылевой О.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 от 22 июля 2021 года N7/1 Бутырину С.В, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", поскольку административным истцом представлено недостаточное количество подписей избирателей (14 против требуемых 14 791).
Бутырин С.В. обратился в суд с административным иском об отмене указанного решения избирательной комиссии и обязании окружной избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установление барьера сбора подписей в количестве 3 процентов от общего числа избирателей, который является непреодолимым, нарушает права административного истца на участие в выборах; пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не обязывает кандидата выполнять сбор подписей в установленном количестве. Административный истец указывает, что в результате создавшейся эпидемиологической обстановки в связи с распространением коронавирусной инфекции, в условиях принятых мер повышенной готовности, ограничивающих права граждан, он как кандидат поставлен в ситуацию невозможности исполнения обязанности по сбору подписей. Кроме того, с учетом норм международного права, избирательная комиссия вправе принять решение о регистрации кандидатом в депутаты без сбора подписей.
Решением Московского городского суда от 3 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Бутырина С.В. отказано.
В апелляционной жалобе Бутырин С.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что избирательная комиссия, установив непреодолимый барьер в количестве 14 791 подписей, нарушила его права, создав искусственное ограничение на участие в выборах. Избирательная комиссия неправильно применила нормы пункта 7 части 7 статьи 51 и пункта 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и не вправе требовать от кандидата установленное количество подписей. Кроме того, в условиях распространения короновирусной инфекции, в связи с введением режима повышенной готовности и установленным нормативом социальной дистанции, сбор подписей избирателей может привести к риску заражения большого количества людей. Также, Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не подписан Президентом Российской Федерации, что является нарушением статьи 107 Конституции Российской Федерации. Указанный закон размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) без Государственного герба Российской Федерации, что является нарушением статьи 3 Федерального Конституционного закона от 25 декабря 2000 года N2 "О государственном гербе Российской Федерации". Кроме того, согласно международному пакту о гражданских и политических правах, Российская Федерация взяла на себя однозначное обязательство обеспечить каждому гражданину возможность без необоснованных ограничений принимать участие в ведении государственных дел и быть избранным на выборах, в том числе и в Государственную Думу.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 данной статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
В силу части 20 приведенной статьи кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Положениями пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что основанием для отказа в регистрации кандидата для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 9/74-8 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 составляет 14791 подписей избирателей.
Как следует из материалов дела, 12 июля 2021 года для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 Бутырин С.В. представил в избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения, в количестве 14 подписей.
Судом первой и апелляционной инстанций в судебном заседании обозревались оригиналы подписных листов, представленных Бутыриным С.В. в избирательную комиссию. Судом установлено, что административным истцом представлено три подписных листа, два из которых содержат по 5 подписей и один лист содержит 4 подписи.
Количество подписей избирателей, представленное административным истцом, является недостаточным основанием для регистрации кандидата, что в силу пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В связи с тем, что административным истцом не было представлено достаточное количество подписей, необходимых для регистрации, решение окружной избирательной комиссии от 22 июля 2021 года N7/1 об отказе в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не было оснований для отмены оспариваемого решения окружной избирательной комиссии и регистрации Бутырина С.В. кандидатом в депутаты.
Судом обоснованно отклонены доводы административного истца о незаконно установленном барьере в три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, как основанные на ошибочном толковании норм избирательного законодательства.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о невозможности сбора подписей в необходимом количестве в условиях распространения короновирусной инфекции, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности и учитывает, что в целях профилактики рисков, связанных с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) среди участников избирательного процесса в ходе подготовки и проведения выборов депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 8 июля 2021 года утверждены рекомендации по соблюдения санитарно-эпидемиологических правил, в том числе, при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не подписан Президентом Российской Федерации и размещен на официальном интернет-портале правовой информации без Государственного герба Российской Федерации, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку предметом настоящего спора является проверка соблюдения избирательного законодательства, а не порядок принятия нормативного правового акта в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутырина Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.