Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Русакова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2228/2021 по апелляционной жалобе Русаковой Елены Леонидовны, Толкачева Григория Олеговича на решение Московского городского суда от 11 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Русаковой Елены Леонидовны, Толкачева Григория Олеговича к окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 2 августа 2021 года N 8/4, решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 2 августа 2021 года N 8/5.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административных истцов Рыбина А.В, представителя окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 Голышева И.В, заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Московской городской избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N 150/1, официально опубликованным 23 июня 2021 года, назначены дополнительные выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в одномандатных избирательных округах N 19 и N37 на 19 сентября 2021 года.
Согласно решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N 150/3 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в одномандатном избирательном округе N 37 возложены на территориальную избирательную комиссию Академического района.
Решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 от 02 августа 2021 года N 8/4 Русаковой Е.Л, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37, на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 от 02 августа 2021 года N 8/5 Толкачеву Г.О, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37, на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Русакова Е.Л, Толкачев Г.О. обратились в суд с административным иском об отмене указанных решений избирательной комиссии и возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать их кандидатами в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в результате создавшейся эпидемиологической обстановки в связи с распространением коронавирусной инфекции, в условиях принятых мер повышенной готовности, сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов был затруднен, что обусловило недостаточное число рукописных подписей, собранных в поддержку кандидатов. Кроме того, сбор подписей на портале государственных услуг происходил с постоянными техническими проблемами, из-за чего многие избиратели, желавшие поставить подписи за Русакову Е.Л. и Толкачева Г.О, не могли этого сделать. По мнению административных истцов, сохранение барьера сбора подписей в количестве 3 процентов от общего числа избирателей, в условиях эпидемии, противоречит принципу справедливых и свободных выборов. Оспариваемые решения об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Московской городской Думы являются несправедливыми и нарушают их пассивное избирательное право.
Решением Московского городского суда от 11 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Русаковой Е.Л, Толкачева Г.О. отказано.
В апелляционной жалобе Русакова Е.Л, Толкачев Г.О. просят решение суда отменить и удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что период сбора подписей избирателей совпал с пиком эпидемии коронавирусной инфекции, что подтверждается графиком заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекции. Вопреки доводам административного иска о затруднении сбора подписей избирателей, суд пришел к ошибочному выводу о возможности сбора подписей в необходимом количестве в условиях эпидемии. Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетелей сборщиков подписей, которые бы подтвердили, что коронавирусная инфекция препятствовала сбору подписей избирателей. По мнению административных истцов, допускается расширительное толкование федерального и регионального избирательного законодательства, предполагающее разумное снижение 3-х процентного барьера сбора подписей. Неправильное толкование судом избирательного законодательства привело к принятию необоснованного решения.
Относительно доводов апелляционной жалобы окружной избирательной комиссией и прокурором представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их интересы в судебном заседании представляет Рыбин А.В. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Законодательство о выборах депутатов Московской городской Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусмотрено, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Исходя из Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2 установлено, что для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 37 необходимо 5223 подписи избирателей.
Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы установлено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2021 года для регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы Русакова Е.Л. представила в избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы, содержащие 2428 подписей избирателей, а также 2207 подписей избирателей, собранных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее ЕПГУ). Всего Русаковой Е.Л. представлены в избирательную комиссию 4635 подписей, что на 588 подписей меньше установленного законом количества подписей, необходимых для регистрации кандидата.
23 июля 2021 года для регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы Толкачев Г.О. представил в избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы, содержащие 2225 подписей избирателей, а также 946 подписей избирателей, собранных с использованием ЕПГУ. Всего Толкачевым Г.О. представлены в избирательную комиссию 3189 подписей, что на 2034 подписей меньше установленного законом количества подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Количество подписей избирателей, представленное каждым административным истцом, является недостаточным основанием для их регистрации в качестве кандидатов, что в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В связи с тем, что Русаковой Е.Л. и Толкачевым Г.О. не было представлено достаточное количество подписей, необходимых для их регистрации в качестве кандидатов, решения окружной избирательной комиссии от 2 августа 2021 года N 8/4 и N 8/5 об отказе в регистрации административных истцов в качестве кандидатов в депутаты Московской городской Думы являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не было оснований для отмены оспариваемых решений окружной избирательной комиссии и регистрации Русаковой Е.Л. и Толкачева Г.О. кандидатами в депутаты.
Выводы суда о законности оспариваемых решений окружной избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о возможности расширительного толкования избирательного законодательства, предполагающего снижение 3-х процентного барьера сбора подписей, судебная коллегия учитывает, что федеральный законодатель предусмотрел в определенных законом случаях обязательность сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата как необходимое условие для его регистрации в целях исключения в интересах избирателей из избирательного процесса тех участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей, установив определенные механизмы, обеспечивающие реализацию такой цели.
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно частям 15.1. и 15.2 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы, введенных Законом города Москвы от 19 мая 2021 года N 11, при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы в избирательном округе (избирательных округах), расположенном (расположенных) на территории города Москвы, в соответствии с решением о назначении выборов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", составляет 50 процентов от установленного Городской комиссией количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата.
Таким образом, с учетом положений федерального и регионального законодательства, доводы административных истцов о том, что сохранение установленного барьера в 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, в условиях эпидемии, противоречит принципу справедливых и свободных выборов, и только подписи, собранные на портале государственных услуг, являются достоверными, правильно отклонены судом как основанные на ошибочном толковании норм избирательного законодательства.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о наличии непреодолимых трудностей сбора подписей избирателей в необходимом количестве в условиях распространения короновирусной инфекции, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности и учитывает, что в целях профилактики рисков, связанных с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) среди участников избирательного процесса в ходе подготовки и проведения выборов депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 8 июля 2021 года утверждены рекомендации по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил, в том числе, при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Русаковой Елены Леонидовны, Толкачева Григория Олеговича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.