Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.И, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1188/2021 по административному исковому заявлению Трусова "данные изъяты" о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Рузского одномандатного избирательного округа N 20 от 30 июля 2021 года N 43 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 Трусова "данные изъяты", выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области.
по апелляционным жалобам Трусова "данные изъяты", избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области на решение Московского областного суда от 23 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителей административного истца Трусова С.П. Любочкиной А.Н, избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области - Балабановой О.В, возражения по доводам апелляционных жалоб представителя окружной избирательной комиссии Рузского одномандатного избирательного округа N 20 Моисеева Р.Е, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Московской областной Думы от 17 июня 2021 года N 29/150-П назначены выборы депутатов Московской областной Думы на 19 сентября 2021 года.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 13 мая 2021 года N 201/1932-6 полномочия окружной избирательной комиссии по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 по выборам депутатов Московской областной Думы возложены на территориальную избирательную комиссию города Волоколамск.
Решением окружной избирательной комиссии Рузского одномандатного избирательного округа N 20 от 30 июля 2021 года N 43 Трусову Сергею Петровичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 (далее - Решение N 43).
Не согласившись с названным решением, Трусов С.П. обратился в Московский областной суд с административным иском о признании указанного решения незаконным, сославшись на то, что решением окружной избирательной комиссии Рузского одномандатного избирательного округа N 20 от 26 июля 2021 года за N 38 он извещен о выявленных недостатках в документах, представленных для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы, в том числе в части указания источников получения денежных средств, за счет которых приобретено имущество, суммы общего дохода кандидата и его супруги, а также об отсутствии копии документов, подтверждающих получение имущества в собственность. Данные недостатки им устранены путем предоставления 27 июля 2021 года в окружную избирательную комиссию необходимых уточнений, дополнений к представленным сведениям. В частности, представлены документы о приобретении имущества (бани и земельного участка), из которых усматривается, что суммы сделок, совершенных кандидатом в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, не превышают общий доход кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки. С учетом изложенного полагал, что он не должен был указывать сведения о приобретенном имуществе в справке о расходах.
Решением Московского областного суда от 9 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Трусов С.П. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права, что судом применен не подлежащий применению закон, допущено неправильное истолкование закона, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтена правовая позиция, содержащаяся в пункте 2.1 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо избирательное объединение "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области (далее - также заинтересованное лицо), просит решение суда отменить ввиду допущенных существенных нарушений норм материального права. Указывает, что Трусов С.П. представил справку по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 546, в связи с чем, отказ в регистрации Трусова С.П. кандидатом в депутаты на основании подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является незаконным. Решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты принято избирательной комиссией в отсутствие кворума.
Участвующим в деле прокурором, окружной избирательной комиссией Рузского одномандатного избирательного округа N 20 (далее - окружная избирательная комиссия) представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.
В судебном заседании представитель административного истца и представитель заинтересованного лица на доводах апелляционных жалоб настаивали.
Представитель административного ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Из материалов административного дела следует, что постановлением Московской областной Думы от 17 июня 2021 года N 29/150-П назначены выборы депутатов Московской областной Думы на 19 сентября 2021 года.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 13 мая 2021 года N 201/1932-6 полномочия окружной избирательной комиссии по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 по выборам депутатов Московской областной Думы возложены на территориальную избирательную комиссию города Волоколамск, сформированную сроком на 5 лет в количестве 8 членов комиссии с правом решающего голоса решением Избирательной комиссии Московской области от 1 апреля 2021 года N198/1878-6.
Также данным решением в состав территориальной избирательной комиссии города Волоколамск было назначено 7 человек: Акимов О.В, Артюхина Н.М, Бредищева В.В, Любимов А.В, Моисеев Р.Е, Пошастенков И.И, Рожнова Т.М.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 15 апреля 2021 года N 199/1920-6 в состав территориальной избирательной комиссии города Волоколамск назначена Жукова Т.В.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 23 июля 2021 года N 214/2094-6 от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии города Волоколамск до истечения срока полномочий на основании личного заявления освобожден Пошастенков И.И.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 31 июля 2021 года N 217/2114-6 в состав территориальной избирательной комиссии города Волоколамск назначена Граур О.Н.
В соответствии с положениями части 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Согласно положениям частей 2, 3, 5 статьи 26 Федерального закона N 67-ФЗ территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса.
В части 1 названной статьи указано, что положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Таким законом применительно к обстоятельствам дела является Закон Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы" (далее - Закон Московской области от 6 июня 2011 года), в соответствии с частью 1 статьи 14 которого полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные Избирательной комиссией Московской области в соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 28 Федерального закона N 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально (часть1). Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава (часть 2). Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (часть 13). Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (часть 14).
Решением окружной избирательной комиссии по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 от 30 июля 2021 года N 43 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Рузскому одномандатному округу N 20 Трусову С.П, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об отмене данного решения, суд первой инстанции исходил из его принятия избирательной комиссией с соблюдением установленного порядка, сроков и в пределах предоставленных законом полномочий.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда.
8 июля 2021 года Избирательной комиссией Московской области принято решение о заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутых Региональным отделением Социалистической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области". В составе списка кандидатом по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 указан Трусов "данные изъяты".
Согласно абзацу 2 части 7 статьи 25 Закона Московской области от 6 июня 2011 года кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее 18 часов по московскому времени за 48 дней до дня голосования представляет в соответствии с частью 5 статьи 21 настоящего Закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в частях 3.1, 4, 4.1 статьи 21 настоящего Закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
В соответствии с частью 4.1 статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года вместе с заявлением, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, либо на основании части 7 статьи 25 настоящего Закона в иной срок, кандидат в депутаты Думы также представляет в соответствующую избирательную комиссию по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации:
1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
15 июля 2021 года в окружную избирательную комиссию по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 Трусовым С.П. представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Московской областной Думы.
19 июля 2021 года в окружную избирательную комиссию Трусовым С.П. представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы.
В целях организации приема и проверки документов организующая выборы избирательная комиссия принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые - в случаях, предусмотренных законом, и обязательные - формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, определяет порядок приема таких документов и создает рабочую группу по их приему и проверке (пункт 2.1 Постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года N235/1486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления").
В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6 этого же постановления ЦИК России).
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.
На основании решения окружной избирательной комиссии от 26 июля 2021 года N 38 кандидат Трусов С.П. извещен о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20.
В числе прочих недостатков, в извещении, получение которого административный истец не оспаривает, указано, что документ, предусмотренный пунктом 2 части 4.1 статьи 21 Закона области оформлен с несоблюдением требований закона (в части источников получения средств, за счет которых приобретено имущество, суммы общего дохода кандидата и его супруги, отсутствуют копии документов, подтверждающие получение имущества в собственность).
27 июля 2021 года в окружную избирательную комиссию по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 Трусовым С.П. представлены сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию на 28 листах. В числе прочих документов представлен документ, предусмотренный пунктом 2 части 4.1. статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года: справка о расходах кандидата Трусова С.П. на 3 л. в 1 экземпляре.
Согласно примечанию 1 к форме Справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546, данная справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки. Если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 настоящей справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Трусовым С.П. данная справка была заполнена. В разделе 2 справки указаны сведения о приобретенном имуществе: объект "Баня", дата совершения сделки 24 декабря 2018 года, сумма сделки 752 236, 10 рублей; объект "земельный участок", дата совершения сделки 21 июня 2018 года, сумма сделки 861 355, 32 рублей.
В разделе 3 справки Трусов С.П. указал, что источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются: "пенсия жены; пенсия". Сумма общего дохода кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих приобретению имущества, составила 737 501, 13 рублей; 737 501, 13 рублей.
Аналогичные сведения в разделах 2 и 3 справки были указаны и в первоначально поданном экземпляре.
Указанные кандидатом в депутаты сведения свидетельствуют о том, что расходы кандидата по приобретению имущества превышают общий доход кандидата и его супруги за отчетный период.
Согласно примечанию 8 к форме Справки о расходах, в качестве источников получения средств, за счет которых приобретено имущество, указываются доход по основному месту работы кандидата и его супруги (супруга) (указываются фамилия, имя, отчество, место жительства и (или) место регистрации супруги (супруга); доход указанных лиц от иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях; накопления за предыдущие годы; наследство; дар; заем; ипотека; доход от продажи имущества; иные кредитные обязательства; другое.
Между тем, фамилия, имя, отчество, место жительства и (или) место регистрации супруги; общий доход не указаны.
Из представленных в избирательную комиссию выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрировано 21 июня 2018 года, на нежилое здание (баню) - 29 декабря 2018 года. В качестве документа-основания применительно к каждому из объектов указано "соглашение о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 1 июня 2018 года".
Таким образом, из представленных документов следует, что кандидатом Трусовым С.П. раздел 3 формы справки о расходах кандидата заполнен с нарушением вышеприведенных требований Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Московской области от 6 июня 2011 года, Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Согласно части 4 статьи 29 Закона Московской области от 6 июня 2011 года соответствующая окружная избирательная комиссия в течение 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 29 этого же Закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, указанных в частях 3, 4, 4.1 статьи 21, части 1 статьи 25, части 1 статьи 28, части 1 статьи 29 настоящего Закона, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона.
Согласно подпункту "в 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Мотивированным решением окружной избирательной комиссии Рузского одномандатного избирательного округа N 20 от 30 июля 2021 года N 43 в соответствии с подпунктами "в. 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, пунктом 5 части 7 статьи 29 Закона Московской области от 6 июня 2011 года отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 Трусова Сергея Петровича, в связи с наличием на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, указанных в частях 4.1 статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года "О выборах депутатов Московской областной Думы", представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы".
Судом правомерно отклонены доводы административного иска о том, что Трусовым С.П. в окружную избирательную комиссию представлены документы о приобретении имущества (баня и земельный участок), из которых усматривается, что суммы сделок, совершенных кандидатом в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, не превышают общий доход кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки, в связи с чем, у него не возникла обязанность указывать сведения о приобретенном имуществе.
В материалы административного дела административным истцом представлены иные документы, которые не были представлены в избирательную комиссию: свидетельство о государственной регистрации права от 12 апреля 2005 года на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2100 кв.м, соглашение о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 1 июня 2018 года, с тремя приложениями к нему и передаточным актом, из которых следует, что в результате перераспределения образован земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, размер платы за увеличение земельного участка составляет 68763, 66 рублей.
Представление в суд иных документов, из которых следует несение расходов на приобретение имущества в размере, отличном от указанного в справке, указывает на то, что Трусов С.П. представил в избирательную комиссию недостоверные сведения о расходах; а также подтверждает, что недостатки, на которые ему было указано избирательной комиссией, не были устранены в установленном законом порядке.
В силу положений статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях неоднократно излагал правовую позицию, указывая, что недостатки в документах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, в том числе неполнота сведений о нем, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, могут стать основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации. Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
Представляя в избирательную комиссию документ, оформленный с нарушением требований закона, Трусов С.П. должен был предвидеть последствия своего поведения.
Объяснения, данные его представителем суду апелляционной инстанции, о том, что иным образом, заполнить справку о расходах не представлялось возможным, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией как обстоятельства, влекущие отмену решения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального N 67-ФЗ решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Проанализировав названные выше нормы избирательного законодательства, оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования о его отмене.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии от 30 июля 2021 года N 43 принято при отсутствии кворума и необходимого количества голосов основаны на неправильном понимании норм избирательного законодательства.
В обоснование своей правовой позиции податель жалобы ссылается на положения части 3 статьи 13 Закона Московской области от 6 июня 2011 года, согласно положениям которой число членов окружных избирательных комиссий устанавливается в количестве 12 членов комиссии с правом решающего голоса.
Вместе с тем, данная норма относится к тем случаям, когда окружные избирательные комиссии формируются. Как указано выше со ссылкой на нормы закона, полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. В случае же возложения полномочий окружной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию число членов комиссии с правом решающего голоса изменению не подлежит. Территориальная избирательная комиссия, в отличии от окружной избирательной комиссии действует на постоянной основе и формируется в установленном для нее порядке.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 14 января 2021 года N 192/1821-6 "О перечне и количественном составе территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию на территории Московской области в 2021 году" утвержден перечень и количественный состав территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию в 2021 году.
В соответствии с приложением N 2 к названному решению Избирательной комиссии количественный состав членов территориальной избирательной комиссии города Волоколамск с правом решающего голоса установлен равным 8 человек.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 1 апреля 2021 года N 198/1877-6 сформирована территориальная избирательная комиссия города Волоколамск в количестве 8 членов комиссии с правом решающего голоса сроком на 5 лет с назначением в ее состав 7 членов комиссии с правом решающего голоса.
На момент принятия оспариваемого решения территориальная избирательная комиссия действовала в составе 7 членов с правом решающего голоса.
Как это следует из Протокола N 13 заседания окружной избирательной комиссии от 30 июля 2021 года, на котором присутствовал Трусов С.П, из 7 членов комиссии с правом решающего голоса на заседании комиссии присутствовали 5 членов комиссии: Моисеев Р.Е, Акимов О.В, Артюхина Н.М, Рожнова Т.М, Бредищева В.В.
Вторым вопросом повестки дня был вопрос об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Рузскому одномандатному избирательному округу N 20 Трусова Сергея Петровича, выдвинутого Региональным отделением социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области, по которому члены комиссии с правом решающего голоса приняли единогласное решение ("за"- 5, "против"- 0, "воздержалось"- 0).
С учетом изложенного оспариваемое решение окружной избирательной комиссии принято при наличии кворума и необходимым количеством голосов.
Ссылка Трусова С.П. на Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года и на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не могут быть приняты судебной коллегией во внимание ввиду отсутствия сходства юридически значимых и фактических обстоятельств дел.
Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела; судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, а также не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену решения.
Таким образом, решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Трусова "данные изъяты", избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Московской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.