Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вардапетяна С.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1783/2020 по административному исковому заявлению Вардапетяна С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя Вардапетяна С.М. - ФИО7, судебная коллегия
установила:
Вардапетян С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодара удовлетворены административные исковые требования. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Вардапетян С.М. на объект недвижимости, а именно: нежилое помещение, общей площадью 20 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". Возложена обязанность на административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности Вардапетян С.М. на указанный объект недвижимости на основании заявлений N N от 14 марта 2020 года, N N от 14 марта 2020 года, N N от 14 марта 2020 года, N N от 14 марта 2020 года, N N от 14 марта 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 11 мая 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Отказ Ростреестра в регистрации права на нежилое помещение нарушает законные права и интересы административного истца.
Определением судьи от 8 июня 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Разрешая спор, руководствуюсь положениями статей 8.1, 30, ГК РФ, стаями 8, 14, 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые документы в соответствии с действующим федеральным законом для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на нежилые и жилые помещения были представлены.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, необходимый пакет документов (статья 23 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом Вардапетян С.М. является собственником жилого дома с кадастровым номером N общей площадью 133, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Из технического паспорта на жилой дом по состоянию на 12 декабря 2018 года помещение 1-го этажа N 6 имеет площадь 20 кв.м, назначение комнаты - жилая. Спорное помещение ограничено строительными конструкциями, не используется для доступа в другое помещение, имеет отдельный вход и самостоятельное назначение, в связи с чем, является изолированным и обособленным помещением в жилом доме.
Постановлением администрации МО город Краснодар N 2424 от 6 июня 2019 года "О переводе жилого помещения с инвентарным номером 6 в "илом доме по ул. Садовой, 192 в Центральном внутригородском округе юрода Краснодара в нежилое помещение" постановлено: перевести жилое помещение с инвентарным номером 6, площадью 20, 0 кв.м в жилом доме по "адрес" в нежилое помещение при условии соблюдения требований N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Собственнику выдано уведомление от 12 июня 2019 года о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Вардапетян С.М. 14 марта 2020 года обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрацией права на объекты недвижимости: нежилые помещения N N, расположенные по адресу: "адрес", жилые помещения 1-го и 2-го этажа N N с одновременной подачей заявления о регистрации прекращения права собственности на исходный объект "жилой дом" с кадастровым номером N, общей площадью 133, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены на основании п.п. 3, 7 и 19 ч. 1 ст. 26 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", о чем в адрес заявителя направлены соответствующие уведомления и решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
В оспариваемых уведомлении и решении указано, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, объект, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация прав на который осуществляется в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 14 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание: сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером N, в котором расположены учитываемые объекты недвижимости, зарегистрировано право собственности, при этом, в нарушение вышеуказанных требований, в представленном заявлении указана просьба о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ел
Также, с данными заявлениями административным истцом был представлен технический план, подготовленный 4 марта 2020 года в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещений.
На основании части 13 статьи 24 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" утверждена форма технического плана, требования к его подготовке, а также состав содержащихся в нем сведений (Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 года N 953).
В раздел "Характеристики объекта недвижимости" технического плана включаются, в том числе, сведения о кадастровом номере здания, в котором расположено помещение (пп. 6 п. 43 Требований N 953).
В представленном Техническом плане помещений в качестве кадастрового номера здания, в котором расположено помещение, указан - N.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером N является зданием с назначением "жилой дом", расположенным на земельном участке с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства".
В соответствии с частью 7 статьи 41 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном N 66- ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.
По указанным основаниям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении помещения, расположенного в жилом доме - объекте индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером N, не представляется возможным, поскольку объект, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация права на который осуществляются в соответствии с Федеральным законом N218-ФЗ.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии с пунктом 31 Требований N 953, в реквизите "4" раздела "Исходные данные" указывается кадастровый номер (кадастровые номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) в соответствии с законодательством РФ был образован объект недвижимости. Заполняется в случае подготовки технического плана в связи с образованием объекта недвижимости.
В техническом плане на электронном носителе в разделе "Исходные данные" отсутствует элемент "PrevCadastralNumbers" (раздел "Кадастровый номер объекта (объектов) недвижимости, из которого (которых) было образовано помещение") с указанием кадастрового номера объекта, в результате преобразования которого было образовано новое помещение. Однако в техническом плане в форме электронного документа в элементе "Method" указан способ образования сооружения "иное".
Данные несоответствия в представленных документах устранены не были.
Согласно пункт 20 Требований N 953 сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 года или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.
Как указал суд апелляционной инстанции, в представленном техническом плане помещений в состав Приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план, в связи с чем, отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации права является законным и обоснованным.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.