Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу инспектора ОВ ДПС ГИБДД отдела МВД России по Кореновскому району Иванова Н.И. на вступившее в законную силу решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Баблатяна А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора ОВ ДПС ГИБДД отдела МВД России по Кореновскому району Иванова Н.И. от 23 июля 2020 года Баблатян А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года постановление инспектора ОВ ДПС ГИБДД отдела МВД России по Кореновскому району от 23 июля 2020 года отменено производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2020 года решение районного судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, инспектор ОВ ДПС ГИБДД отдела МВД России по Кореновскому району Иванов Н.И, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, ставит вопрос об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Баблатян А.А. извещен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении указанной жалобы, возражения на нее не представил.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Баблатяна А.А. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство.
Основанием для привлечения Баблатяна А.А. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, а именно то, что 23 июля 2020 года в 08 часов 30 минут на ул. К. Маркса д.413 г. Кореновск Краснодарского края водитель Баблатяна А.А, управляя транспортным средством "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, в нарушение требований пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, не имел при себе регистрационных документов на данное транспортное средство.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях Баблатяна А.А. отсутствует состав административного правонарушения.
С указанным выводом согласиться нельзя.
Согласно положениям статьи 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08 ноября 1968 года) транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
Гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одном из государств - членов ЕАЭС, на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции не может считаться участвующим в международном движении, если он не имеет постоянного места жительства в государстве регистрации данного транспортного средства.
Временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС. В соответствии с изложенным, транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах - членах ЕАЭС, при ввозе на территорию Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых автомобилей.
Однако, законодательством установлены исключения в данной части в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств - членов ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30, 31 и 35 Условий и переходных положений о применении Республикой Армения Договора о ЕАЭС (приложение N 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) предусмотрена возможность временного ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов, с учетом пункта 31 настоящего приложения.
То есть отчуждение, передача в пользование, распоряжение таких автомобилей иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающим на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.
Данная правовая позиция не противоречит правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 08 июля 2021 года N48-АД218-К7.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела судья районного суда не дал надлежащей оценке имеющимся в материалах дела доказательствам и вышеуказанным нормам права.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
При рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда судьей Краснодарского краевого суда допущенное судьей районного суда нарушение вопреки требованиям указанной нормы не устранено.
Необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем в рассматриваемом случае имеются основания для отмены судебных актов.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Баблатяна А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях равен 3 месяцам.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2020 года признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в Кореновский районный суд Краснодарского края невозможно, постановление инспектора ОВ ДПС ГИБДД отдела МВД России по Кореновскому району Иванова Н.И. от 23 июля 2020 года, также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление инспектора ОВ ДПС ГИБДД отдела МВД России по Кореновскому району Иванова Н.И. от 23 июля 2020 года, решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Баблатяна А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.