Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Шадриной Е.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-40/2021 по апелляционной жалобе Быковской М.В. на решение Мурманского областного суда от 10 августа 2021 года, которым в удовлетворении ее административного искового заявления о признании незаконным и отмене в части постановления избирательной комиссии Мурманского области от 27 июля 2021 года N 141/856 "Об исключении кандидатов из заверенного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Мурманской областной Думы от 17 июня 2021 года N 3470 "О назначении выборов депутатов Мурманской областной Думы седьмого созыва" соответствующие выборы депутатов назначены на 19 сентября 2021 года.
16 июля 2021 года постановлением избирательной комиссии Мурманского области N 134/822 заверен областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", в количестве 43 человек.
Постановлением избирательной комиссии Мурманского области от 27 июля 2021 года N 141/856 "Об исключении кандидатов из заверенного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Быковская М.В. (N 3, территориальная часть - Мурманский одномандатный избирательный округ N 10) исключена из названного списка кандидатов в депутаты (далее - Постановление от 27 июля 2021 года N 141/856).
Быковская М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором, уточнив основания заявленных требований, просила признать незаконным и отменить Постановление от 27 июля 2021 года N 141/856 в части исключения ее из заверенного областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы на основании подпункта 8 пункта 23 статьи 27 Закона Мурманской области "О выборах депутатов Мурманской областной Думы", в связи с предоставлением сведений о размере и источниках дохода кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, с нарушением установленной законом формы. В обоснование требований указала, что, распечатывая данный документ на бумажный носитель, по невнимательности не увидела, что не все графы распечатались. Полагает, что избирательная комиссия не надлежащим образом исполнила обязанность по извещению об имеющихся недостатках, поскольку не указала в чем конкретно заключается нарушение формы документы, что явилось препятствием к устранению выявленного недостатка.
Решением Мурманского областного суда от 10 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Быковской М.В. отказано.
В апелляционной жалобе Быковская М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения избирательной комиссией Мурманской области и прокурором, участвующим в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "з" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ к числу оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов относится наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Подпункт 8 пункта 23 статьи 27 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы" содержит такие же основания для исключения кандидата из заверенного областного списка кандидатов
В статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, представляются, в том числе, сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом (пункт 3).
Аналогичные требования содержатся в подпункте 3 пункта 3 статьи 23 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы" (далее - Закон Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для исключения избирательной комиссией Мурманской области из заверенного областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", кандидата Быковской М.В. явилось предоставление документа, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3 статьи 23 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО, оформленного с несоблюдением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с нарушением установленной формы.
В приложении 1 к приведенному Федеральному закону содержится форма, по которой представляются сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах. Формой предусмотрено подтверждение достоверности и полноты таких сведений подписью кандидата.
Материалами дела подтверждается и административным истцом не оспаривается, что представленная ею на бумажном носителе справка "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах" оформлена с нарушением вышеуказанной формы, поскольку в ней отсутствует раздел "Иное имущество", включающий в себя графы "Ценные бумаги", "Иное участие в коммерческих организациях".
Представление названного документа, оформленного с нарушением формы, предусмотренной приложении 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ свидетельствует о наличии основания, предусмотренного подпунктом "з" пункта 26 статьи 38 этого федерального закона, подпунктом 8 пункта 23 статьи 27 Закона Мурманской области от 22.06.2011 N 1364-01-ЗМО, для исключении названного кандидата из списка кандидатов.
Доводы административного истца о том, что извещение избирательной комиссии о выявленных в представленных для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", документах недостатков в части, относящейся к Быковской М.В. является неконкретным, что препятствовало их устранению, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона; в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, избирательное объединение вправе
представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В пунктах 4.12.2 и 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 (далее - Методические рекомендации), указано, что извещение о выявленных недостатках должно содержать, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение.
Проанализировав содержание извещения избирательной комиссии от 23 июля 2021 года, в этот же день врученного представителю избирательного объединения, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу об его соответствии вышеприведенным положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Методическим рекомендациям, поскольку в нем содержится указание на конкретное нарушение - документ, не соответствует форме, установленной законом, что позволяло его однозначному уяснению путем сопоставления содержания представленного в избирательную комиссию документа Приложению N 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
То обстоятельство, что данный недостаток указан избирательной комиссией с достаточной полнотой и ясностью, свидетельствует и из сведений об изменении данных о кандидатах, представленных избирательным объединением, в ответ на извещение избирательной комиссии 25 июля 2021 года, где в отношении Быковской М.В. указано на необходимость дополнения справки "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах" разделом "Источник получения дохода".
Однако справка с необходимыми изменениями в избирательную комиссию представлена не была, что свидетельствует о наличии у избирательной комиссии предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, не влияют на правильность выводов суда, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быковской М.В. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.