Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.
судей Старовойт Р.К, Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбьяковой Натальи Анатольевны к Министерству обороны Российской Федерации, Командующему Приморскому флотилией - командиру войсковой части 20885, Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Приморского края (Центр социального обеспечения военнослужащих) о признании права на получение пенсии за выслугу лет, по кассационным жалобам Рыбьяковой Натальи Анатольевны, Министерства обороны Российской Федерации
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения истца Рыбьяковой Н.А, представителя ФКУ Военный комиссариат Приморского края Каменской Л.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбьякова Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Командующему Приморской флотилией - Командиру войсковой части 20885, Федеральному казенному учреждению Военному комиссариату Приморского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы и исключения из списков части с 24.05.2009, в обоснование требований указала, что приказом от 08.09.2008 N/пм командира войсковой части 20885 уволена с военной службы 08.09.2008, приказом от 13.10.2009 N командира войсковой части 36196 исключена из списков части 23.05.2009. Предписанием командира войсковой части 36196 истцу было указано 25.12.2008 прибыть в Военный комиссариат по Первомайскому району г. Владивостока для постановки на военный учет.
На дату исключения из списков части денежный аттестат как основание назначения пенсии по линии МО с личным делом в Военный комиссариат Приморского края не поступил и на руки истцу не выдавался. В ноябре 2009 года она обратилась в Военный комиссариат по Первомайскому району г. Владивостока с заявлением о назначении пенсии, которое не было принято в виду отсутствия комплекта документов для назначения пенсии (отсутствие аттестата). Бездействие командира войсковой части 75362, выразившееся в непринятии мер по выдаче ей при увольнении с военной службы денежного аттестата, было признано незаконным апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 19.06.2014, обязанность по оформлению и направлению сведений о последней замещаемой должности, выслуге лет, возложена на Единый расчетный центр МО РФ. Денежный аттестат был направлен в ЦФК Военный комиссариат по Приморскому краю 06.07.2015, однако ввиду ненадлежащего заполнения был возвращен в Единый расчетный центр для устранения недостатков. Повторно денежный аттестат поступил в Военный комиссариат по Приморскому краю 03.11.2015. 29.09.2015 обратилась с заявлением в Военный комиссариат Приморского края, в котором просила назначить военную пенсию с даты исключения из списков войсковой части 36196 с 24.05.2009. Решением Военного комиссариата Приморского края ЦСО военная пенсия назначена с даты обращения 01.10.2015. В ответе от 21.03.2016 на ее заявление Военный комиссариат Приморского края указал о наличии у истца права на пенсию по линии МО РФ с 01.10.2015, поскольку с 18.05.2011 по 30.09.2015 ей была назначена и выплачивалась страховая пенсия по старости.
Уточнив требования, просила признать за ней как за пенсионером Министерства обороны Российской Федерации право на получение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы и исключения из списков части с 24.05.2009, обязать федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Приморского края назначить ей с 24.05.2009 пенсию за выслугу лет и взыскать с Министерства обороны РФ в ее пользу убытки в виде неполученной пенсии за период с 24.05.2009 по 30.09.2015 в размере 1 240 132 рублей.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 26 августа 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2021 года решение Советского районного суда г. Владивостока от 26 августа 2020 года отменено в части отказа во взыскании убытков. В этой части принято в этой части новое решение. С Министерства обороны Российской Федерации в пользу Рыбьяковой Н.А. взысканы убытки в размере 776 763, 29 руб.
В кассационной жалобе Рыбьякова Н.А. просит изменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2021 года, взыскав с Минобороны России убытки в размере 868 536, 37 рублей.
В доводах кассационной жалобы указывает, что задержка с обращением о назначении пенсии возникла по вине командира воинской части 75362, который не оформил денежный аттестат при увольнении, а также военного комиссариата, который не сделал запрос в войсковую часть по месту службы истца и не истребовал денежный аттестат. Не согласна с выводом суда о том, что из убытков определяемых как неполученная пенсия по линии Министерства обороны РФ за период с 24.05.2009 по 30.09.2015 подлежит вычету сумма пенсии по старости, полученная ею с 18.05.2011 по 30.09.2015, так как законом не предусмотрено уменьшение размера пенсии за выслугу лет на размер пенсии по старости, назначенной на законном основании и выплачиваемой иным органом. Также указывает, что поскольку проходила службу в Ольгинском районе, который приравнен к району Крайнего севера, при расчете размера пенсии применение коэффициента 1, 2 необоснованно.
В кассационной жалобе представитель Минобороны России просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) указывает, что законом не регулируются вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины как самого пенсионера, так и пенсионного органа. Назначение пенсии носит заявительный характер, а при несвоевременном обращении пенсия назначается не более чем за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения. В соответствии со ст. 4 указанного закона лицам, указанным в ст. 1, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Также указывает, что поскольку Минбороны России не нарушало прав истца, не получало и не получает доходов вследствие нарушения ее прав, следовательно, предусмотренных ст. ст. 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для взыскания в пользу истца убытков не имеется.
Рыбьякова Н.А. в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, пояснила, что в настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России, а также ей одновременно выплачивается страховая пенсия по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Полагала, что судом апелляционной инстанции неправильно исчислен размер убытков, поскольку из суммы убытков судом вычтена вся сумма полученной ею пенсии по старости за период с 2011 по 2015 год. Кроме того, ссылаясь на то, что проходила военную службу в Ольгинском районе Приморского края, который отнесен законом к районам Крайнего Севера, полагала, что размер ее пенсии за выслугу лет в вооруженных силах должен исчисляться с районным коэффициентом 1, 3. Против удовлетворения кассационной жалобы Минобороны России возражала.
Представитель ФКУ Приморский военный комиссариат в судебном заседании полагала апелляционное определение подлежащим отмене, просила оставить в силе решение суда первой инстанции. Пояснила, что пенсия истцу по линии Минобороны России назначена в 2015 году, исходя из размера районного коэффициента 1, 2. Полагала, что оснований для взыскания убытков в виде неполученной пенсии за период с 2009 года не имеется, поскольку при несвоевременном обращением за назначением пенсии, она назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Командующего Приморской флотилией - командира Войсковой части 20885 в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей", исходил из того, что истцом не представлено достаточных доказательств невозможности обратиться в пенсионный орган по поводу назначения и выплаты пенсии с моменты увольнения с военной службы. Поскольку в период с 18.05.2011 по 30.09.2015 истец состояла на учете и получала пенсию по старости в Пенсионном фонде РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания права истца на получение пенсии за выслугу лет со дня исключения из списков войсковой части - 24.05.2009, возложении обязанности на ФКУ "Военной комиссариат Приморского края" назначить пенсию за выслугу лет с 24.05.2009. В связи с отказом в удовлетворении указанных требований, с учетом правовых норм ст.15, ст.1064 ГК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании с Министерства обороны РФ в пользу истца убытков в виде неполученной пенсии за период с 24.05.2009 по 30.09.2015 в размере 1240132 руб.
Судебная коллегия Приморского краевого суда, отменяя решение суда первой инстанции в части, указала, что поскольку по вине командира войсковой части 75362 денежный аттестат Рыбьяковой Н.А. не был выдан и не был направлен в военный комиссариат по месту учета истцы после увольнения с военной службы, то истица не имела возможности своевременно обратиться в военный комиссариат за назначением пенсии.
Вместе с тем, исходя из заявительного характера назначения пенсии, установив, что впервые с заявлением о назначении пенсии в Военный комиссариат по Кавалеровскому и Ольгинскому району истца обратилась 26.04.2013, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для возложения на Военный комиссариат Приморского края обязанности по назначению пенсии с 24.05.2009, принимая во внимание, что военная пенсия назначена Рыбьяковой с 01.10.2015.
Учитывая, что апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 19.06.2014 бездействие командира войсковой части 75362, выразившееся в непринятии надлежащих мер по выдаче Рыбьяковой при увольнении с военной службы денежного аттестата, было признано незаконным, судебная коллегия, руководствуясь ст. 15, 1064 ГК РФ, пришла к выводу, что требования истца о взыскании убытков, составляющих размер ее пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны за период с 24.05.2009 по 30.09.2015, подлежат удовлетворению в размере 738 045, 91 руб. При этом, исходя из установленных обстоятельств назначения и выплаты истцу пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях в РФ" за период с 18.05.2011 по 30.09.2015 (91773, 08 руб.), вычла полученную истцом пенсию из размера убытков.
Судебная коллегия отклонила доводы истца о необходимости исчисления пенсии с учетом районного коэффициента 1, 3, применяемого для районов Крайнего Севера и приравненных к нему районов, но включила в размер убытков в соответствии с п. "б" ст. 17 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 надбавку для неработающих пенсионеров, на иждивении которых имеются нетрудоспособные члены семьи, в данном случае несовершеннолетние дети, в том числе, обучающиеся по очной форме обучения в ВУЗе.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в полной мере соглашаясь с выводом судебной коллегии Приморского краевого суда об отсутствии основания для удовлетворения требований Рыбьяковой Н.А. о признании права на получение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы и исключения из списков части - с 24.05.2009, вместе с тем, считает ошибочным определенный судебной коллегией размер убытков по следующим основаниям.
Судом установлено, что Рыбьякова Н.А, проходившая военную службу в должности. начальника хранилища 1172 объединенного склада тыла ПФРС ТОФ, уволена с военной службы в отставку приказом командира войсковой части 20885 от 08.09.2008 по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом командира войсковой части 36196 от 18.12.2008 N (с учётом внесенных в него изменений приказами того же командира N от 27.03.2009, N от 13.04.2009, N от 17.04 2009, N от 13.10.2009) Рыбьякова Н.А. исключена из списков личного состава воинской части с 23.05.2009.
Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 19.06.2014 принято решение о признании незаконным бездействия командира войсковой части 75362, выразившееся в непринятии мер по выдаче Рыбьяковой Н.А. при увольнении с военной службы денежного аттестата. Суд обязал командующего войсками Восточного военного округа представить в ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" имеющиеся в его распоряжении финансовые и иные документы, необходимые для оформления и выдачи Рыбьяковой Н.А. денежного аттестата, а руководителя ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" - оформить в установленном порядке денежный аттестат с указанием, в том числе сведений о последней занимаемой Рыбьяковой Н.А. штатной воинской должности, выслуге лет в отдалённой местности, и направить его по месту постановки Рыбьяковой Н.А. на воинский учет в отдел военного комиссариата Приморского края по Первомайскому району г.Владивостока. С ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" в пользу Рыбьяковой Н.А. взысканы судебные расходы в размере 200 рублей.
Во исполнение апелляционного определения Тихоокеанского флотского военного суда от 19.06.2014 оформленный денежный аттестат был направлен в ФКУ Военный комиссариат по Приморскому краю 06.07.2015, но ввиду ненадлежащего заполнения был возвращен в Единый расчетный центр для устранения недостатков. Повторно денежный аттестат поступил в Венный комиссариат по Приморскому краю 03.11.2015.
Из сведений предоставленных ГУ-УПФ РФ в г. Артеме Приморского края следует, что Рыбьякова Н.А. с 18.05.2011 по 30.09.2015 являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Страховая пенсия Рыбьяковой Н.А. назначена с учётом периода военной службы с 25.05.1993 по 23.05.2009.
26.04.2013 истец обратилась с заявлением о назначении пенсии в отдел Военного комиссариата Приморского края по Кавалеровскому и Ольгинскому районам, которое было возвращено истцу, пенсия за выслугу лет истцу не была назначена.
29.09.2015 истец обратилась с заявлением о назначении пенсии в Военный комиссариат Приморского края (ЦСО), в котором просила назначить военную пенсию с даты исключения из списков войсковой части 36196 согласно приказу, находящемуся в личном деле, то есть с 24.05.2009, решением Военного комиссариата Приморского края ЦСО военная пенсия назначена с 01.10.2015.
В соответствии с ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее Закон РФ N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В силу ст. 2 указанного закона на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.
В соответствии с п. "а" ст. 5 Закона РФ N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе.
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы (ст. 6 Закона РФ N 4468-1).
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ст. 51 Закона РФ N 4468-1).
Пенсии назначаются лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ст. 53 Закона РФ N 4468-1).
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В силу п.1, п.2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Правильно применив приведенные нормы материального закона судебная коллегия Приморского краевого суда, обоснованно исходила из имеющих значение для дела обстоятельств обращения Рыбьяковой Н.А. 26.04.2013 с заявлением о назначении пенсии в отдел Военного комиссариата Приморского края по Кавалеровскому и Ольгинскому района и отсутствия в деле доказательств более раннего обращения истца за назначением пенсии по линии Минобороны России.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда апелляционной инстанции.
Не подвергая сомнению также правильность выводов суда апелляционной инстанции относительно размера, предусмотренной п. "б" ст. 17 указанного закона, надбавки к пенсии за выслугу лет неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, а именно с учетом период нахождения на иждивении Рыбьяковой Н.А. с 24.05.2009 по 11.08.2010, с 04.11.2010 по 20.04.2012 двоих детей, с 21.04.2012 по 30.09.2015 одного ребенка, в размере 130 491, 37 рублей, судебная коллегия не может согласиться с размером убытков в целом.
При определении размера убытков в виде неполученной пенсии за период с 24.05.2009 по 30.09.2015 судом апелляционной инстанции не применены подлежащие применению положения ч.4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Согласно части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из приведенного в апелляционном определении расчета следует, что из суммы неполученной пенсии за выслугу лет и суммы надбавки к ней (738 045, 00 +130 491, 37) судебная коллегия исключила всю сумм пенсии по старости, полученную Рыбьяковой Н.А. с 18.05.2011 по 30.05.2015 в размере 91773, 08 рублей, что противоречит требованиям ч. 4 ст. 7 Закона РФ N 4468-1. С учетом предусмотренного законом права истца на одновременное получение пенсии за выслугу лет, а также страховой пенсии по старости, из суммы убытков подлежала исключению только сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 18.05.2011 по 30.05.2015.
Доводы кассационной жалобы Рыбьяковой Н.А. о неправильном исчислении размера убытков (неполученной пенсии за выслугу лет) ввиду неверного определения размера районного коэффициента 1, 2 основаны на ошибочном понимании нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку, как верно указала судебная коллегия Приморского краевого суда в соответствии с ч.1 ст. 48 Закона РФ N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
При этом районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих для местностей, в которых истец проходила службу, установлен Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" и постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения". Размер районного коэффициент в Приморском крае согласно указанным нормативным актам составляет - 1, 2.
Доводы кассационной жалобы представителя Минобороны России судебной коллегией кассационного суда отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и не основанные на нормах закона. Вступившим в законную силу апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 19.06.2014 установлен незаконность бездействия командира войсковой части по не оформлению и невыдаче истцу денежного аттестата, следовательно, право истца на возмещение убытков в виде неполученной пенсии не может быть ограничено годичным сроком предшествующим моменту обращения.
Ввиду изложенного обжалуемое судебное постановление принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования Рыбьяковой Н.А. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств, и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2021 года отменить, направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда.
Кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.