Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ гражданское дело по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице Партизанского филиала к Караулову Владимиру Викторовичу, Каракуловой Ирине Ивановне о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии
по кассационной жалобе КГУП "Примтеплоэнерго" на апелляционное определение Партизанского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ
установила:
КГУП "Примтеплоэнерго" в лице Партизанского филиала обратилось к мировому судье с иском, указав, что Караулов В.В. и Караулова И.И. являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Дом обеспечен централизованным отоплением. В нарушение обязательств, ответчики уклоняются от оплату услуг отопления. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность составляет 19 061 руб. 98 коп. Просил взыскать с Караулова В.В, Карауловой И.И. указанную задолженность, судебные расходы в размере 762 руб.
Ответчики Караулов В.В. Караулова И.И. в судебном заседании исковые требования признали частично, полагая возможным оплатить поставленную тепловую энергию, полученную от транзитного трубопровода, пояснили, что в их доме часто перемерзала система отопления, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ году по их заявлению сотрудники ЖЭУ демонтировали радиаторы отопления. В ДД.ММ.ГГГГ году, когда в и доме заменили систему отопления, им радиаторы не поставили, т.к. у них была устроена своя система отопления через электрокотел.
Решением мирового судьи судебного участка N судебного района г. Партизанск от ДД.ММ.ГГГГ с Караулова В.В, Карауловой И.И. в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" (Партизанский филиал) взыскана задолженность по оплате тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 584 руб.09 коп, госпошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением Партизанского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГУП "Примтеплоэнерго" просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепловодоснабжение).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 отопление является услугой по подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в которые согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ включается плата за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение и отопление.
Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Из материалов дела и судом установлено, что семья Карауловых является нанимателями "адрес" в "адрес" городского округа на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ и договора социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником указанной квартиры является администрация Партизанского городского округа.
В указанной квартире демонтированы радиаторы отопления, установлена автономная система отопления от электрокотла, что подтверждается Актом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что документы на переоборудование системы отопления отсутствуют.
Разрешая спор суд установил, что через квартиру ответчиков проходит часть транзитного трубопровода центрального отопления, в связи с чем признал право КГУП "Примтеплоэнерго" на взыскание оплаты, исходя из расчета тепловой нагрузки транзитного трубопровода.
Отклоняя требования в остальной части, суд исходил из пояснений ответчиков о демонтаже на основании их заявления радиаторов отопления, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у них обязанности производить оплату тепловой электроэнергии, т.к. она им фактически не поставлялась.
Обращаясь в суд с кассационной жалобой, КГУП "Примтеплоэнерго" полагал указанные выводы неверными.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖКРФ).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что переустройство жилого помещения произведено ответчиками без соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ. То обстоятельство, что демонтаж радиаторов произведен силами ЖЭКа по заявлению нанимателей правовой природы не меняет и не освобождает от соблюдения правил переустройства.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
В Постановлении от 10 июля 2018 года N 30-П Конституционный Суд РФ указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Приведенные в кассационной жалобы довод о том, что наличие в квартире электрического отопления основанием к освобождению от внесения платы не является, является правомерным, поскольку вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который в целях обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года).
В отсутствие в материалах дела сведений о согласовании произведенного переустройства системы центрального отопления, соблюдении ответчиками вышеизложенных правил, суд незаконно отказал в удовлетворении требований.
Допущенные судом существенные нарушения норм материального права, не были устранены судом апелляционной инстанции, в то время как неправильное применение закона повлияло на исход дела, права и законные интересы истца.
Руководствуясь необходимостью соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) суд кассационной инстанции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям, с учетом их толкования, данного в настоящем определении, и в соответствии с установленными обстоятельствами.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Партизанского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение.
Судья Власенко И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.