СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В, судей Захваткина И.В. и Шерстнёвой А.А, при секретаре Вахниной Т.В, рассмотрела в судебном заседании 12 августа 2021 года дело по апелляционной жалобе Дидюка Н.Н. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17 июня 2021 года, которым оставлен без удовлетворения иск Дидюка Н.Н. к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" о признании незаконными действий, выразившихся в необеспечении внесения платы за коммунальные услуги в наличной форме в офисе продаж и обслуживания клиентов АО "Коми энергосбытовая компания" по адресу: с. Выльгорт, ул. Гагарина, д.5, - незаконными, возложении обязанности обеспечить внесение платы за коммунальные услуги в наличной форме в офисе продаж и обслуживания клиентов АО "Коми энергосбытовая компания" по адресу: ул. Гагарина. Д.5, с. Выльгорт.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В, объяснения истца Дидюка Н.Н, представителя ответчика Ковалевой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дидюк Н.Н. проживает по адресу: "Адрес обезличен" и является потребителем коммунальных услуг, которые оказываются АО "Коми энергосбытовая компания".
На территории с. Выльгорт расположен офис АО "Коми энергосбытовая компания" по адресу: ул. Гагарина, д. 5, каб. 212.
По мнению Дидюка Н.Н, АО "Коми энергосбытовая компания" в силу закона обязано обеспечить внесение платы за коммунальные услуги наличным способом в офисе по адресу: с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, каб. 212, отсутствие такой возможности свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя. Указал, что является инвалидом и получателем мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. В офисе ответчика по адресу: с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, каб. 212 отсутствует возможность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги наличными денежными средствами напрямую ответчику как поставщику услуги без уплаты комиссии платежным агентам.
Со ссылкой на данные обстоятельства, Дидюк Н.Н. предъявил иск к АО "Коми энергосбытовая компания" о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в непринятии платежей в наличной форме в офисе по адресу: с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, каб. 212, просил возложить обязанность обеспечить беспрепятственную возможность внесения платы за услуги в офисе компании по адресу: с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, каб. 212, в том числе путем внесения наличных денежных средств.
Ответчик полагает, что в силу п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, абз. 3, 4 ст. 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному или банковскому платежному агенту, в связи с чем на ответчике лежит обязанность создать потребителю условия для внесения денежных средств как в наличной, так и безналичной форме. Если потребителю созданы условия для реализации им одного из способов оплаты (исполнителю либо агенту), то его права не нарушаются. Ответчик обеспечил данные условия для внесения платы, в том числе без взимания комиссионного вознаграждения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, настаивая на иске.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходил из отсутствия в действиях АО "Коми энергосбытовая компания" нарушений действующего законодательства.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.
Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Пунктом 63 Правил предусмотрено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно п. 65 Правил потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
При этом, оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через объектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о рациональной платежной системе, если иное не установлено федеральными законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом также является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) (п. 4 ст. 2 Закона).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение (ст. 3 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").
Таким образом, взимание комиссии при оплате коммунальных услуг через кассы банков, почтовых отделений, а также платежных агентов является правомерным, основанном на положениях Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", согласно которым оплата услуг по приему и переводу коммунальных платежей платежным агентам, банкам, отделениям почтовой связи осуществляется за счет средств граждан-плательщиков.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО "Коми энергосбытовая компания" на территории с. Выльгорт предусмотрено внесение платы за коммунальные услуги следующими способами: безналичным способом без взимания комиссии в офисе продаж и обслуживания клиентов по адресу: ул. Гагарина, д. 5, каб. 212; наличным и безналичным способом платежным агентам и кредитным организациям, осуществляющим деятельность по приему платежей за коммунальные услуги, включая офис АО "Почта России", ПАО "Сбербанк", с которыми заключены соответствующие договоры и которые являются субъектами национальной платежной системы. Кроме того, возможность внесения платы за коммунальные услуги предусмотрена также на официальном сайте АО "Коми энергосбытовая компания" www.komiesc.ru в разделах "Моментальная оплата" и "Удобные сервисы", а также через специальное мобильное приложение АО "Коми энергосбытовая компания" "Мой Сбыт". Также внесение платы за коммунальные услуги безналичным и наличным способом без комиссии, предусмотрено в офисах компании, включая в г. Сыктывкаре, информация о которых, в том числе, указана в квитанциях об оплате коммунальных услуг, направляемых АО "Коми энергосбытовая компания" потребителям.
Истец настаивает на приеме платежей наличными в с.Выльгорт в офисе по адресу: ул. Гагарина, д. 5, каб. 212.
Между тем, из буквального содержания вышеприведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме. Таким образом, касса может быть у любого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги. Информация об этом должна быть доведена до потребителей надлежащим образом.
Поскольку достоверно установлено, что истцу предоставлено право выбора оплаты услуг по месту жительства в с.Выльгорт как наличным, так и безналичным способом, в том числе без уплаты комиссии на устройствах самообслуживания, что подтверждается в том числе соглашением с ПАО "Сбербанк России" (л.д.79), оснований для удовлетворения иска не имелось.
Истец также имеет возможность оплачивать предоставляемые услуги без открытия банковских счетов, то есть с использованием наличной формы расчетов - через ФГУП "Почта России".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дидюка Н.Н. - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 16 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.