Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
с участием прокурора
Ивановой Ю.В, Чуфистова И.В, Амелькович Е.С, при секретаре
Корогодовой М.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2021 года административное дело N2а-10243/2021 по апелляционной жалобе избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 июля 2021 года по административному исковому заявлению Лысова Дмитрия Витальевича к избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе кандидату в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального образования, обязании зарегистрировать кандидатом.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав возражения представителя административного истца Лысова Д.В. - адвоката Михайловой К.А. (по ордеру), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Амелькович Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысов Д.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское, в котором просил отменить решение административного ответчика N2 от 17 июля 2021 года об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2, а также обязать административного ответчика зарегистрировать административного истца кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2.
В обоснование заявленных требований Лысов Д.В. указал, что оспариваемое решение является необоснованным и незаконным, принятым в нарушение норм действующего законодательства и нарушает права административного истца. Административный истец указал, что оспариваемое решение не имеет ссылки на конкретные положения Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", послуживших основанием для отказа в регистрации административному истцу, имеется только общая ссылка на положения статьи 29. Административный истец отметил, что исходя из документов, представленных им, наличие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных указанными в оспариваемом решении подпунктом "б" пункта 3 статьи 22, пункта "в" части 4 статьи 29 и подпункта "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" или пунктами статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для отказа в регистрации, не имелось. Административным истцом согласно требованиям закона была представлена копия документа об образовании, подтверждающего сведения об образовании, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться относительно полученного образования, совпадают с данными документа об образовании. Ни федеральное законодательство, ни законодательство Санкт-Петербурга не предусматривает такое основание для отказа в регистрации кандидата как упущение какого-либо государственного органа при внесении в Федеральный реестр сведений о выданных дипломах.
Кроме того, отсутствие в реестре сведений о дипломе, выданном административному истцу в 1995 году, не имеет никакого юридического значения, поскольку сведения о дипломах, выданных с 1992 года по 31 декабря 1995 года, подлежат включению в информационную систему в срок до 2023 года. Также административным истцом была предоставлена выписка N194 из протокола заседания Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении административного истца кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2. Административный истец указал, что он действительно выдвинут кандидатом от имени Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", однако, решение о его выдвижении принято Бюро Партия "ЯБЛОКО". Административным истцом представлено в избирательную комиссию решение Бюро Партия "ЯБЛОКО" N2511 от 04 декабря 2020 года, согласно пункту 7 которого полномочия Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и Бюро Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" переходят к Бюро Партии "Яблоко". Согласно Устава Партии "ЯБЛОКО" именно Бюро Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" наделено полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, хотя решение о выдвижении принято Бюро Партия "ЯБЛОКО", подразделением выдвинувшим кандидата является Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрированное в качестве юридического лица, регистрация которого не приостановлена. Кроме того, Лысов Д.В. указал, что им представлены документы, предусмотренные статьями 22-24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", а также положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Оспариваемое решение также обжаловано административным истцом в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию 17 июля 2021 года, но результат рассмотрения жалобы на дату подачи административного иска в суд неизвестен административному истцу.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 27 июля 2021 года заявленные Лысовым Д.В. требования удовлетворены, судом постановлено признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское N2 от 17 июля 2021 года об отказе в регистрации Лысову Дмитрию Витальевичу кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2, а также на избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское возложена обязанность зарегистрировать Лысова Дмитрия Витальевича кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, указывая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование требований апелляционной жалобы избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское указывает, что судом первой инстанции не учтено, что Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (федеральный орган) выдвинуло Лысова Д.В. не от Санкт-Петербургского регионального отделения, полномочия которого исполняло, а от самого федерального органа, что подтверждается выпиской из протокола N 194 Заседания Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" или аналогичного решения Бюро партии N 2590 от 02 июля 2021 года Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО"; Лысов Д.В. не давал согласие федеральному органу Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на выдвижение, а дал иному избирательному объединению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"; кандидатом в депутаты Лысовым Д.В. не представлено решение съезда "Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО", оформленное соответствующим протоколом; кандидат в депутаты не исполнил требование подпункта "в" пункта 4 стати 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", а именно среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствует решение о выдвижении кандидата Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", которому кандидат давал согласие баллотироваться.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика, избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское, не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный истец, Лысов Д.В, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, направил в суд представителя - адвоката Михайлову К.А, действующую на основании ордера.
Представитель административного истца Лысова Д.В. - адвокат Михайлова К.А, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменений.
Представители заинтересованных лиц: Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское N2 от 20 июня 2021 года назначены выборы Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 на 19 сентября 2021 года.
Решением Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское N79 от 30 марта 2021 года утвержден состав избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское в количестве 8 членов с правом решающего голоса.
Решением избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское от 18 марта 2021 года N96 председателем комиссии избран Никитин М.С.
07 июля 2021 года Лысов Д.В. представил в избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское пакет документов о выдвижении кандидата в депутаты Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2.
Решением избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское от 17 июля 2021 года N2 отказано в регистрации Лысову Д.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 по основаниям, изложенным в статье 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга": порядок выдвижения кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ N2 Лысова Д.В. и представленные им необходимые для регистрации кандидата документы не в полной мере соответствуют требованиям статей 22-29 Закона Санкт-Петербурга Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Судом первой инстанции установлено, что при принятии оспариваемого решения административный ответчик указал, что в представленных Лысовым Д.В. документах отсутствует заверенная кандидатом копия документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании: по результатам проверки в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, в документах об обучении данные о высшем образовании отсутствуют.
Также не был представлен обязательный документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", подтверждающий сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться.
Помимо всего прочего, Лысов Д.В. дал свое согласие баллотироваться структурному подразделению политической партии, полномочия которого приостановлены.
Также судом первой инстанции установлено, что замечания к перечню документов изложено административным ответчиком в извещении от 13 июля 2021 года о непредставлении документов, необходимых для регистрации кандидата - документа об образовании, сведения о котором указаны в заявлении о согласии баллотироваться; документа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу), подтверждающего сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться.
Указанное извещение получено Лысовым Д.В. 13 июля 2021 года.
Административным истцом 15 июля 2021 года в избирательную комиссию представлены уточнения документов, представленных административным истцом при уведомлении о выдвижении кандидатом в депутаты: заявление о согласии баллотироваться с уточнением полной даты выдачи документа об образовании; решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 02 июля 2021 года N2590; решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 02 июля 2021 года N2591; Решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 04 декабря 2020 года N2511 (повторно).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку из представленных при рассмотрении спора доказательств следует, что решение о выдвижении Лысова Д.В. кандидатом в депутаты принято надлежащим избирательным объединением, которому административный истец и давал согласие баллотироваться, то является необоснованной ссылка в оспариваемом решении на нарушение административным истцом подпункта "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" и Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Так, согласно подпунктам "б", "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
Аналогичные положения содержат пункты "б" и "в" части 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Часть 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" устанавливает, что при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Частью 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" регламентировано, что решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящей статьи, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Как верно указал суд первой инстанции, законодателем не установлена конкретная форма оформления решения политического объединения, но установлены обязательные сведения, подлежащие указанию в решении.
Оценивая соблюдение порядка выдвижения кандидатов избирательными объединениями, суд руководствовался нормами статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дано понятие избирательного объединения - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Материалами дела подтверждено, что Лысовым Д.В. к заявлению об уведомлении о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации приложил нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 08 января 2003 года).
Также стороной административного истца в материалы дела представлена надлежащим образом заверенная копия Устава Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", с изменениями, внесенными 3-4 апреля 2021 года ХХI Съездом Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО".
Пунктом 13.8 Устава, предусмотрено, что руководящими органами Партии и ее структурных подразделений являются, в том числе:
- коллегиальный постоянно действующий руководящий орган Партии - Бюро Партии;
- коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального и местного отделения соответственно - Бюро Регионального Совета и Бюро Совета местного отделения. В случае объединения полномочий в соответствии с пунктом 13.8.1 настоящего Устава коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального и местного отделения соответственно - Региональный совет и Совет местного отделения.
Согласно пункту 18.5.7.21 Устава Бюро Регионального Совета выдвигает кандидатов на повторных и дополнительных выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий о предварительном согласовании в соответствии с пунктом 18.2.12 настоящего Устава, в представительные органы муниципальных образований.
Пунктом 16.8.5.33 Устава предусмотрено, что Бюро Партии принимает к своему рассмотрению другие вопросы деятельности Партии, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции Съезда и компетенции Федерального Политического комитета.
В силу пунктов 13.9 и 13.9.1 Устава, при принятии руководящим органом структурного подразделения Партии решений, наносящих политический ущерб Партии, или в случае совершения Председателем структурного подразделения действий, наносящих ущерб, а также при избрании руководящего органа с нарушением настоящего Устава, деятельность этого руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии может быть приостановлена решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа вышестоящего структурного подразделения или Партии до избрания нового руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии.
На время приостановления деятельности руководящего органа или Председателя соответствующего структурного подразделения, а равно в случае истечения срока их полномочий или их досрочного прекращения полномочия руководящего органа, в том числе полномочия, связанные с участием в выборах, переходят к вышестоящему коллегиальному постоянно действующему руководящему органу либо к Исполкому Бюро Партии.
Как следует из представленной в материалы дела административным истцом копии решения Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" N2511 от 04 декабря 2020 года, Бюро Партии, принимая во внимание, что в Санкт-Петербургском региональном отделении Партии "ЯБЛОКО" не выполнялись обязанности, возлагаемые нормативными документами Партии и решениями ее руководящих органов на структурные подразделения, по своевременной передаче сведений об изменениях в данных о членах регионального отделения Партии, что привело к нарушению пунктов 2.8, 3.10 Правил учета, регистрации и оформления документов по учету членов Партии и установленного Уставом Партии принципа единства системы учета и регистрации, решило принять к сведению, что полномочия всех руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии, в том числе: Конференции, Регионального Совета, Бюро Регионального Совета и Председателя регионального отделения, а равно полномочия всех руководителей и их заместителей, а также коллективных руководящих органов структурных подразделений Санкт-Петербургского регионального отделения - местных и первичных отделений приостановлены в связи с назначением настоящим решением Бюро Партии перерегистрации членов Партии в Санкт-Петербургском региональном отделении и утратой по этой причине членами руководящих и контрольно-ревизионных органов права голоса согласно пунктам 7.9.1 и 9.1.14 Устава Партии (пункт 3).
Полномочия Регионального Совета и Бюро Регионального Совета, в том числе полномочия, связанные с выборами, на время приостановления деятельности руководящих органов Санкт-Петербургского регионального отделения Партии, переходят к Бюро Партии и Исполкому в пределах их компетенции (пункт 7).
Как следует из представленной в материалы дела выписки из протокола Бюро Партии РОДП "ЯБЛОКО" N194 от 02 июля 2021 года, Бюро Партии Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО", исполняя согласно решению Бюро Партии от 04 декабря 2020 года N 2511 и пункту 13.9.1 Устава Партии полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО", в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктами 16.8.5.33, 18.5.7.21 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", на основании протокола счетной комиссии Бюро Партии от 2 июля 2021 года о результатах тайного голосования, решило выдвинуть кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское по многомандатному избирательному округу N2 следующих граждан, в том числе: Лысова Дмитрия Витальевича, "дата" года рождения, уроженца "адрес".
Решение Бюро Партии N 2590 принято 2 июля 2021 года.
Также из представленной выписки из протокола N194 от 2 июля 2021 года следует, что решением Бюро Партии, исполняющим полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партия "ЯБЛОКО", решен вопрос о кратком наименовании избирательного объединения - "Санкт-Петербургское региональное отделение Партия "ЯБЛОКО".
Учитывая указанное, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Бюро Партии, принимая решение N2590 от 2 июня 2021 года о выдвижении кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское по многомандатному избирательному округу N2 Лысова Д.В, исполняло полномочия коллегиального постоянно действующего руководящего органа - Бюро Регионального совета Санкт-Петербургского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО", наделенного в силу пункта 18.5.7.21 Устава полномочиями по выдвижению кандидатов на повторных и дополнительных выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий о предварительном согласовании в соответствии с пунктом 18.2.12 настоящего Устава, в представительные органы муниципальных образований.
Представленные административным истцом выписка из протокола N194 заседания Бюро политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и решение Бюро Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 04 декабря 2020 года N2511 позволяют судебной коллегии согласиться с выводами суда первой инстанции, что указанные документы содержат необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе, при наличии согласия Лысова Л.В, решения о выдвижении Лысова Д.В. кандидатом в депутаты от избирательного объединения "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО". Именно избирательному объединению "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" административный истец давала согласие на выдвижение.
При таком положении, довод апелляционной жалобы о том, что Лысов Д.В. давал согласие на выдвижение иному избирательному объединению, чем то, которое приняло решение об его выдвижении, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит указанным выше нормативным положениям и доказательствам, представленным в материалы дела.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что представленная в материалы дела выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит сведений о приостановлении деятельности Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
В силу части 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно части 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию; заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В силу части 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
В соответствии с частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", определено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Из материалов дела следует, что в заявлении от 07 июля 2021 года Лысовым Д.В. было указано, что он имеет высшее профессиональное образование, подтверждающееся дипломом ДИБ N.., выданным в 1995 году ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет".
Копия диплома ДИБ N.., выданного 15 ноября 1995 года ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет", была приложена к заявлению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" утверждены Перечень сведений, вносимых в информационную систему, и Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", определяющие, в том числе, порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах о квалификации.
На основании пункта 4 Правил представление оператору информационной системы сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании.
При этом, согласно пункту 5 Правил сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему: о документах, выданных с 10 июля 1992 года по 31 декабря 1995 года включительно, - в срок по 31 августа 2023 года включительно.
Как верно отражено судом первой инстанции, диплом об образовании выдан административному истцу 15 ноября 1995 года, и с учетом приведенных Правил сведения о дипломе подлежат внесению в реестр в срок по 31 августа 2023 года включительно, то есть на момент принятия оспариваемого решения отсутствие сведений о дипломе не имело юридического значения для оценки полноты указанных административным истцом сведений в заявлении о согласии баллотироваться.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 июля 2021 года, по административному делу N 2а-10243/2021, оставить без изменений, апелляционную жалобу избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Ланское - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.