Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Матвеевой М.К., Топорковой С.А. при секретаре Семеновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе истца на определение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2021 года о прекращении производства по гражданскому делу по иску Тургенева Ю.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью "Якутгидроспецстрой" о восстановлении нарушенных трудовых прав, заслушав доклад судьи Топорковой С.А, судебная коллегия
установила:
Тургенев Ю.Г. обратился в суд с иском к ООО "Якутгидроспецстрой", которым просит считать период с 28 февраля 2019 г. по настоящее время временем вынужденного прогула по вине ответчика, обязании внести в трудовую книжку запись об увольнении, соответствующей дате вынесения по настоящему делу решения, произвести выплату среднего заработка за время вынужденного прогула, оплатить по подотчету сумму в размере 1 823 153, 64 руб, ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда РС (Я) от 14.01.2019 г. ООО "Якутгидроспецстрой" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное управление. При этом конкурсный управляющий свои обязательства по принятию документации предприятия, печати, материальных ценностей, а также увольнении истца с должности директора Общества по настоящее время не исполнил, запись в трудовой книжке об его увольнении не внесена.
Между тем, по сведениям Пенсионного фонда РФ трудовая деятельность истца закончилась 28 февраля 2019 г.; также указывает, что на момент прекращения трудовой деятельности задолженность Общества ему по подотчету составила сумму 1 823 153, 64 руб.; 23 мая 2019 г. производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено Арбитражным судом РС (Я). Ссылаясь на данные обстоятельства, считает, что прекращение его трудовой деятельности было оформлено с нарушением трудового законодательства.
Определением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2021 года производство по гражданскому делу по иску прекращено.
Не согласившись с определением суда, истец обратился с частной жалобой, в которой просил указанное определение отменить и направить гражданское дело по его иску на новое рассмотрение суда. Истец мотивировал свои доводы тем, что согласно выписок из ЕГРЮЛ от 21 августа 2020 года ООО "Якутгидроспецстрой" 09 марта 2021 года не исключен из Единого государственного реестра юридических лиц и по настоящее время числится в ЕГРЮЛ.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Тургенев Ю.Г, временно исполняющий обязанности директора ООО "Якутсгидроспецстрой", решением N... учредителя общества с ограниченной ответственностью "Якутгидроспецстрой" от 30 сентября 2016 года, подписанным Генеральным директором АО "Корпорация "Союзгидроспецстрой" АВ, назначен директором ООО "Якутгидроспецстрой".
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что в отношении данного юридического лица 19 ноября 2019 г. прекращено производство по делу о несостоятельность (банкротстве) на основании определения Арбитражного суда РС (Я) от 30.05.2019 г. о прекращении производства по делу о банкротстве от 23.05.2019 г.
Основанием для увольнения работников по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном порядке (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г.). При этом не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует юридическое лицо, являющееся работодателем. Важен сам факт ликвидации организации.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Прекращая производство по делу, суд, полагая, что ООО "Якутгидроспецстрой"" ликвидировано указанным определением Арбитражного суда и не обладает правоспособностью, суд пришел к выводу о невозможности рассмотрения исковых требований по существу.
Между тем, из материалов дела усматривается, что фактически ликвидация ООО "Якутгидроспецстрой" не произведена, из государственного реестра предприятие не исключено.
В соответствии со статьями 61, 62 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом следует учитывать, что признание в установленном порядке или объявление лица банкротом не означает ликвидацию организации, а влечет лишь начало процесса ликвидации, и, следовательно, расторжение трудовых договоров с работниками по данному основанию на момент признания организации банкротом в данном случае следует рассматривать как неправомерное, поскольку в итоге предприятие не было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, а, значит, не было ликвидировано. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 11.07.2008 г. N 10-В08-2.
В силу п. 3 ст. 119 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Таким образом, ликвидация указанного предприятия на момент рассмотрения дела не была завершена.
При указанных обстоятельствах расторжение с истцом трудового договора по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ преждевременно.
Данных о том, что в результате конкурсного производства ОО "Якутспецстрой", директором которого является истец, полностью ликвидировано, а не сменило собственника или было реорганизовано путем преобразования, в деле не имеется.
Поскольку судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия признает определение суда незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2021 года о прекращении производства по гражданскому делу по иску Тургенева Ю.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью "Якутгидроспецстрой" о восстановлении нарушенных трудовых прав о т м е н и т ь.
Дело направить на новое рассмотрение в Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.