Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Бушманова А.П, судей коллегии Диких Е.С, Костыревой Е.Л, при секретаре Шевкун Я.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Благовещенского района Амурской области на решение Благовещенского районного суда Амурской области от 02 апреля 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П, пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф.И.О.1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления администрации Благовещенского района Амурской области от 30 декабря 2019 года N 20 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности повторно рассмотреть уведомление Ф.И.О.1
В обоснование заявленных требований указано, что Ф.И.О.1 является собственником земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", на котором им построен жилой дом. Дом с 1965 года находится в ветхом состоянии, в связи, с чем принято решение произвести его реконструкцию. 29 декабря 2020 года административный истец обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с уведомлением о реконструкции объекта недвижимости, однако 30 декабря 2020 года получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на том основании, что земельный участок находится в зоне предполагаемого затопления согласно генеральному плану Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области. С таким решением органа местного самоуправления административный истец не согласен, поскольку приведенное в уведомлении основание для отказа не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, границы зоны затопления (подтопления) в установленном законом порядке не определены.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 02 апреля 2021 года административные исковые требования Ф.И.О.1 удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Благовещенского района Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятого с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом не в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно Генеральному плану Усть-Ивановского сельсовета, земельный участок с кадастровым номером "номер" попадает в зону затопления, то есть размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на этом земельном участке может представлять реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах зоны затопления не может служить основанием для удовлетворения требований административного истца. Процедура постановки на учет зон затопления является долговременной. Вместе с тем, в случае наводнения, граждане - собственники жилых помещений, расположенных в таких зонах, смогут требовать компенсацию за утрату имущества.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ф.И.О.1 просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), апелляционная жалоба судебной коллегией рассмотрена при данной явке.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ф.И.О.6 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу, "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности с 05 мая 2006 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 марта 2021 года.
Планируя реконструкцию принадлежащего Ф.И.О.1 жилого дома, 29 декабря 2020 года он обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области в установленном законом порядке с уведомлением о реконструкции объекта недвижимости.
Уведомлением администрации Благовещенского района Амурской области о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 30 декабря 2020 года N20 Ф.И.О.1 сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером "номер"4, поскольку указанный земельный участок находится в зоне предполагаемого затопления согласно генеральному плану Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области.
Полагая указанное уведомление Администрации Благовещенского района Амурской области, Ф.И.О.1 в лице своего представителя Ф.И.О.10 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая требования Ф.И.О.1 и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что на момент принятия оспариваемого решения (уведомления) границы зон затопления на территории муниципального образования Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в предусмотренном законом порядке не установлены, сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, а именно:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 28:10:121002:4 относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства", "для ведения личного подсобного хозяйства".
Установленный Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома.
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана Усть-Ивановского сельсовета, утвержденного решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 05 февраля 2018 года N39, принятой судебной коллегией в качестве нового доказательства по делу в соответствии с частью 2 статьи 308 КАС РФ, земельный участок с кадастровым номером 28:10:121002:4 частично входит в зону затопления.
В силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 ВК РФ). В целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 5 статьи 67.1 ВК РФ).
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела не усматривается, принималось ли соответствующее решение уполномоченным органом об установлении зоны затопления, подтопления на территории муниципального образования Усть-Ивановского сельсовета; внесены ли сведения о нахождении спорного земельного участка в зоне затопления в Единый государственный реестр.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно признано незаконным принятое Администрацией Благовещенского района уведомление от 30 декабря 2020 года N 20 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Ф.И.О.1 от 29 декабря 2020 года.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Вместе с тем, судебной коллегией установлено, что в решении Благовещенского районного суда Амурской области от 02 апреля 2021 года допущена описка в указании на обжалуемое уведомление Администрации Благовещенского района Амурской области от 30 декабря 2019 года N20, в то время как административным истцом заявлено требование о признании незаконным уведомления Администрации Благовещенского района Амурской области от 30 декабря 2020 года N20.
В абзаце втором пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" содержатся разъяснения о возможности учета имеющихся в судебном акте суда первой инстанции описок при вынесении судом апелляционной инстанции апелляционного определения без возвращения материалов административного дела в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия считает необходимым устранить вышеуказанную описку, так как она является явной и носит технический характер.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Амурской области от 02 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Благовещенского района Амурской области - без удовлетворения.
Исправить в решении Благовещенского районного суда Амурской области от 02 апреля 2021 года допущенную описку в части слова указания года издания оспариваемого уведомления, вместо слова "2019 года" считать правильным "2020 года".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) через суд первой инстанции, т.е. через Благовещенский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.