Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Боташевой А.Р, судей - Болатчиевой А.А, Чотчаева Х.О, при секретаре судебного заседания - Чочуеве М.А.-А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-612/2020 по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе ответчика на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 ноября 2020 года по иску Камова Б.Ю. к Главному управлению МЧС России по КЧР о признании действий незаконными и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Боташевой А.Р, объяснения представителя истца Карданова Э.Ю, представителя ответчика Гагкаева Р.Р, заключение прокурора Станкевич Г.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камов Б.Ю. обратился в Черкесский городской суд с иском к ГУ МЧС России по КЧР, в котором просит признать незаконными действия ГУ МЧС России по КЧР по выселению Камова Б.Ю. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, выраженные в требовании сдать жилое помещение и выселиться в трехдневный срок; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование своих требований указал, что он являлся сотрудником ГУ МЧС России по КЧР и состоял в должности начальника караула пожарно-спасательной части N2 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по КЧР". 17 декабря 2013 года между ним и ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения N230, согласно которому наймодатель передал ему во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 70, 7 кв.м. Совместно с ним в жилое помещение были вселены члены его семьи: Камова З.Д. - жена, "ФИО"3 - сын, "ФИО"4 - дочь, которая является несовершеннолетним ребенком. Приказом ГУ МЧС России по КЧР от 9 апреля 2019 года за N29-НС он уволен со службы по п.8 ч.2 ст.83 по состоянию здоровья на основании заключения Военной врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в Федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности, в соответствии с замещаемой должностью, при отсутствии возможности перемещения по службе. Согласно выписке из приказа, на момент увольнения он имел выслугу 25 лет 5 месяцев 28 дней. В настоящее время он является пенсионером по инвалидности, заболевание получено в период военной службы.
На основании протокола заседания и решения жилищно-бытовой комиссии МЧС РФ по КЧР от 13 августа 2015 года N4, он и члены его семьи были приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, то есть жилищно-бытовой комиссией установлен факт отсутствия у него и членов семьи пригодного для проживания жилого помещения. 4 декабря 2019 года ему вручено уведомление о выселении от 2 августа 2019 года, из которого следует, что в связи с окончанием срока службы он и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение в трехдневный срок с момента получения уведомления, произвести окончательный расчет по оплате коммунальных услуг и сдать жилое помещение ГУ МЧС России по КЧР. В случае отказа освободить служебное жилое помещение, он и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. В настоящее время у него и членов его семьи, отсутствует жилое помещение, что подтверждается выписками из ЕГРН. Указанными действиями ответчика нарушаются его жилищные права.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представители ответчика ГУ МЧС России по КЧР представили письменные возражения относительно иска, иск не признали и просили в его удовлетворении отказать.
Прокурор полагала, что исковые требования в части признания действий ответчика незаконными, подлежат удовлетворению, а размер компенсации морального вреда подлежит снижению до 10 000 руб.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии муниципального образования г.Черкесска вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Камова З.Д, "ФИО"3, "ФИО"4, а также истец Камов Б.Ю. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Действия ГУ МЧС России по КЧР по выселению Камова Б.Ю. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, выраженные в требовании сдать жилое помещение ГУ МЧС России по КЧР и выселиться в трехдневный срок, признаны незаконными; с ответчика в пользу Камова Б.Ю. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Камова Б.Ю. Считает, что ссылки суда на ст.25 Всеобщей декларации несостоятельны, так как судом не указано, в чем именно проявились незаконные действия ГУ МЧС России по КЧР по выселению из служебного жилого помещения, принадлежащего ему на праве оперативного управления. Вывод суда о невозможности выселения истца и членов его семьи из служебного помещения в связи с нахождением на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не имеет правового значения, поскольку спорное жилье является служебным и предоставлено в пользование истцу и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения службы. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2017 года по делу N15-КГ16-11. При этом право Камова Б.Ю. на получение единовременной социальной выплаты ГУ МЧС России по КЧР не оспаривается и сохраняется за ним в силу ч.7 ст.4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N282-ФЗ. Собственником служебного жилого помещения является Российская Федерация; ответчик владеет им на праве оперативного управления. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, что так же отражено и в самом договоре служебного найма. Из заключения ВВК N267 от 28 марта 2019 года и справки МСЭ N 2017272 от 31 мая 2019 года следует, что заболевание Камова Б.Ю. было получено в период военной службы.
Следовательно, положения п.4 ч.2 ст.103 ЖК РФ о невозможности выселения граждан, в частности инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, из специализированных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения при прекращении договора найма таких помещений, к Камову Б.Ю. не могут быть применены, поскольку заболевание Камова Б.Ю, ставшее причиной установления ему инвалидности "данные изъяты" группы, не связано с исполнением им обязанностей военной службы. Таким образом, расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда, суд не принял во внимание, что Камов Б.Ю. после увольнения был приглашен на заседание жилищной комиссии, где по его просьбе ему был предоставлен срок для освобождения квартиры. Указанный факт подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии, следовательно, и требование о компенсации морального вреда является незаконным.
Прокурор, не согласившись с принятым судебным решением, считая его незаконным и необоснованным, подал апелляционное представление с просьбой об его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Камова Б.Ю. Ссылается, что к спорным правоотношениям не подлежит применению типовое положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2003 года N897, поскольку установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещениями не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы. Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются ФЗ от 30 декабря 2012 N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч.1 ст.1 данного закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы. П.15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Выводы суда о невозможности выселения Камова Б.Ю. из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с нахождением Камова Б.Ю. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имеют правового значения, поскольку спорное жилье является служебным и предоставлено для временного проживания в нем на период прохождения службы, а на момент разрешения судом спора Камов Б.Ю. в служебных отношениях с ГУ МЧС России по КЧР не состоит. Таким образом, при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Письменные возражения на апелляционные представление и жалобу не поступили.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по КЧР Гагкаев Р.Р. доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель истца Карданов Э.Ю. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и апелляционного представления, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Прокурор Станкевич Г.А. в заключении полагала доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления подлежащими удовлетворению.
Истец Камов Б.Ю, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии муниципального образования г.Черкесска, третьи лица - Камова З.Д, "ФИО"3, "ФИО"4, будучи извещенными о дате и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили.
Судебная коллегия, учитывая, что все участники процесса извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, выслушав представителей сторон и заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшегося судебного решения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом Главного управления МЧС России по КЧР от 18 марта 2019 года (по личному составу) Камов Б.Ю. уволен со службы 20 марта 2019 года по п.2 ч.1 ст.83 ФЗ от 23 мая 2016 года N141- ФЗ (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе) (т.1 л.д. 56).
В данный приказ внесены изменения, и в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по КЧР от 9 апреля 2019 года N29-НС (по личному составу) Камов Б.Ю. уволен со службы по п.8 ч.2 ст.83 ФЗ от 23 мая 2016 года N141- ФЗ (по состоянию здоровья на основании заключения Военной врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в Федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности, в соответствии с замещаемой должностью, при отсутствии возможности перемещения по службе); на момент увольнения он имел выслугу - 25 лет 5 месяцев 28 дней (т.1 л.д. 17-18).
Из заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по КЧР" от 28 марта 2019 года N267 следует, что Камов Б.Ю, "дата" года рождения, майор внутренней службы в отставке, по диагнозу: " "данные изъяты"" - Заболевание получено в период военной службы. На основании ст. 66"б", 26"б", 45"в" графы III Расписания болезней (приложение N1, утвержденное приказом МЧС России от 30 августа 2018 года N356) - В - ограниченно годен к службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. Степень ограничения 4. Не годен к службе в должности начальника караула пожарно-спасательной части N2 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Карачаево-Черкесской Республике", группа предназначения 1. Годен к службе в должностях, отнесенных к 4 группе предназначения, на момент увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - 20 марта 2019 года (т.1 л.д. 158).
Согласно справке серии МСЭ-2017 N2017272 от 21 июня 2019 года Камову Б.Ю. установлена "данные изъяты" группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание, полученное в период военной службы (т.1 л.д. 28).
С 21 марта 2019 года он является пенсионером МВД по КЧР (т.1 л.д. 57).
В заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на имя руководителя ГУ МЧС России по КЧР Камов Б.Ю. впервые обратился 12 апреля 2011 года (т.1 л.д. 68).
27 апреля 2011 года в соответствии с решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по КЧР он принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилье (т.1 л.д. 69), так как Камов Б.Ю. и члены его семьи не имели в собственности жилых помещений, что следует из уведомлений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество от 11 апреля 2011 года и от 22 ноября 2013 года (т.1л.д.63-66).
17 декабря 2013 года между Камовым Б.Ю. и ответчиком по делу в лице начальника "ФИО"12 заключен договор найма служебного жилого помещения N230, согласно которому наймодатель передал истцу во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 70, 7 кв.м. Совместно с ним по договору в жилое помещение вселились члены его семьи: Камова З.Д. - жена, "ФИО"3 - сын, несовершеннолетняя "ФИО"4 - дочь (т.1 л.д.59-62).
Право оперативного управления Главного управления МЧС России по КЧР на данное служебное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРН 3 февраля 2014 года (т.1 л.д. 104).
В соответствии с приказом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 26 марта 2014 года N... квартира, расположенная по адресу: "адрес", отнесена к служебному (маневренному) фонду.
Из протокола заседания и решения жилищно-бытовой комиссии МЧС РФ по КЧР от 13 августа 2015 года следует, что Камов Б.Ю. состоит на учете нуждающихся в служебных помещениях в Северо-Кавказском филиале ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", 25 ноября 2014 года ему распределено служебное жилье - по адресу: "адрес".; он и члены его семьи приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Жилищной комиссией ГУ МЧС России по КЧР 29 июля 2019 года принято решение о расторжении (прекращении) договора найма служебного жилого помещения с Камовым Б.Ю. (т.1 л.д. 79-80).
4 октября 2019 года ГУ МЧС России по КЧР вручило Камову Б.Ю. уведомление о выселении от 2 августа 2019 года (исх.N2929-1-89), в соответствии с которым в связи с окончанием срока службы он и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; Камову Б.Ю. предложено в трехдневный срок с момента получения настоящего уведомления произвести окончательный расчет по оплате коммунальных услуг и сдать жилое помещение Главному управлению МЧС России по КЧР, а в случае отказа освободить служебное жилое помещение, он и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке, без предоставления другого жилого помещения (т.1 л.д. 55, 81).
Семья Камовых до настоящего времени занимает спорное жилое помещение, что подтверждается сторонами спора.
Считая, что указанные действия ответчика нарушают его права, Камов Б.Ю. обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для выселения истца из спорного жилого помещения и незаконности выставленного ответчиком требования об освобождении жилого помещения, исходил из того, что данное жилое помещение является служебным, было предоставлено истцу и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы. Однако, учитывая, что Камов Б.Ю. состоит на ведомственном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2015 года и по настоящее время жилым помещением не обеспечен и имеет выслугу более 10 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, тем более, что он получил вторую группу инвалидности в виду заболевания, связанного с прохождением противопожарной службы.
Между тем судебная коллегия находит, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Ч.1 ст.102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 настоящего Кодекса и ч.2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Удовлетворяя иск Камова Б.Ю. о незаконности действий ответчика, направленных на выселение его из служебного жилого помещения, закрепленного за ответчиком на праве оперативного управления, суд первой инстанции руководствовался п.п. 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
При вынесении решения суд не принял во внимание, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч.1 ст.1 данного закона).
П.4 ст.8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
П.15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, поскольку на Камова Б.Ю, относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судом к спорным правоотношениям типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, является ошибочным.
Ссылка суда первой инстанции на невозможность выселения истца и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с их нахождением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2015 года, не имеет правового значения, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование истцу и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора Камов Б.Ю. в служебных отношениях с ответчиком не состоит.
Вывод суда первой инстанции о том, что истец относится к категории лиц, указанных в ч.2 ст.103 ЖК РФ, и не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, так как получил вторую группу инвалидности в виду заболевания, связанного с прохождением противопожарной службы, не соответствует обстоятельствам дела и материальному закону.
Доводы истцовой стороны, основанные на п.2 ч.4 ст.103 ЖК РФ, являются ошибочными, так как указанную льготу имеют инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, тогда как из медицинских документов истца следует, что заболевание он получил в период военной службы, а не при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, а причиной инвалидности является заболевание, полученное в период военной службы.
В соответствии с п.10 Порядка установления причин инвалидности, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2019 года N742н (ред. от 17 ноября 2020 года), причина инвалидности "заболевание получено в период военной службы" устанавливается в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
При таких обстоятельствах, ссылки истцовой стороны на наличие у Камова Б.Ю. основания, предусмотренного п.4 ч.2 ст.103 ЖК РФ, при котором он не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не могут быть признаны обоснованными.
На наличие иных оснований, предусмотренных ст.103 ЖК РФ, истцовая сторона не ссылалась.
Кроме того, 17 марта 2011 года между Камовым Б.Ю. и мэрией муниципального образования г.Черкеска был также заключен договор социального найма, согласно которому наймодатель передал истцу во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности - квартиру, расположенную по адресу: "адрес"; совместно с ним по договору в жилое помещение вселены члены его семьи: Камова З.Д. - жена, "ФИО"3 - сын, несовершеннолетняя "ФИО"4 - дочь (т.1 л.д.70-74).
Доказательств расторжения договора социального найма и возвращения жилого помещения наймодателю в материалы дела истцовой стороной не представлено. Более того, представитель мэрии муниципального образования г.Черкесска Казакова Л.А. в судебном заседании суда первой инстанции подтвердила, что данный договор с истцом не расторгался (т.1 л.д. 134-138).
В связи с чем, доводы истцовой стороны о том, что истцу негде жить, так как у него в пользовании отсутствует иное жилое помещение, также не могут быть приняты во внимание.
При этом, для признания оспариваемого действия ответчика незаконным, исходя из смысла ч.1 ст.3 ГПК РФ, необходимо наличие одновременно двух условий: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
Вместе с тем, по настоящему делу установлено, что действия ответчика по выставлению требования Камову Б.Ю. об освобождении служебного жилого помещения соответствуют требованиям закона, в том числе ч.1 ст.35 ЖК РФ. При этом, вопреки доводам представителя истца не свидетельствует о незаконности выставления ответчиком требования об освобождении жилого помещения также и изменение формулировки увольнения Камова Б.Ю.
Следовательно, при недоказанности незаконности оспариваемых действий и нарушений ими прав истца, отсутствуют также основания для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.
В силу ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем обжалуемое решение суда указанным требованиям закона не отвечает, выводы суда не основаны на нормах материального закона и противоречат обстоятельствам дела. В связи с чем, оно подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п.п. 1-4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Камова Б.Ю. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 ноября 2020 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении искового заявления Камова Б.Ю. к Главному управлению МЧС России по КЧР о признании незаконными действий по выселению Камова Б.Ю. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, выраженные в требовании сдать жилое помещение и выселиться в трехдневный срок, и о компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.