Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красногвардейского района Санкт - Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт- Петербурга от 13 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2021 года по административному делу N 2а- 4398/2020 по административному исковому заявлению Колесникову Ю.С, Белозерова И.В, действующего в своих интересах и в интересах "данные изъяты" к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения представителя администрации Красногвардейского района Санкт - Петербурга Кашириной В.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, Колесникову Ю.С, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Колесникова Ю.С, Белозёров И.В, действующий в своих интересах и в интересах "данные изъяты" обратились в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в котором просили признать незаконным распоряжение администрации от 10 июля 2020 года N09/0142-20 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административных истцов путем принятия на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что их многодетная семья в составе семи человек постоянно зарегистрирована и проживает в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 51, 20 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Вышеуказанная квартира принадлежит Белозёрову И.В. на праве собственности. Колесниковой Ю.С. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доли квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 73, 5 кв.м.
Решением администрации Красногвардейского района Санкт- Петербурга, изложенным в письменном ответе от 10 июля 2020 года N 09/0142-20, административным истцам (супругам с четырьмя детьми) отказано в приеме их на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что административные истцы по совокупности жилых помещений занимают более учетного норматива, а именно на каждого приходится по 10, 37 кв.м общей площади жилого помещения.
Данное решение административные истцы полагают незаконным, поскольку при расчете жилищной обеспеченности административным ответчиком необоснованно исключена из общего подсчета жилищной обеспеченности Белозёрова Л.Н.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным решение администрации Красногвардейского Санкт- Петербурга от 10 июля 2020 года об отказе принятии на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, суд обязал административного ответчика принять Колесникову Ю.С, Белозёрова Белозеров И.В, "данные изъяты", на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2021 года решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года оставлено без изменения в части признания незаконным решения администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 10 июля 2020 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. В части способа восстановления нарушенного права решение суда изменено, судебная коллегия возложила на администрацию Красногвардейского района Санкт - Петербурга обязанность повторно рассмотреть заявление Колесникову Ю.С. о принятии на учет нуждающихся в содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий в течение месяца с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
В кассационной жалобе, поданной 25 мая 2021 года через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 мая 2021 года представитель администрации Красногвардейского района Санкт- Петербурга просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что судебные акты постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что судами неверно исчислен размер жилых площадей, приходящийся на каждого члена семьи.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Белозёров И.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт- Петербург, "адрес", общей площадью 51, 20 кв.м. В данной квартире по месту жительства зарегистрированы 7 человек: собственник "данные изъяты"
Колесниковой Ю.С. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/4 доля квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 73, 5 кв.м.
Семья в составе шести человек (Белозёров И.В, Колесникова Ю.С, несовершеннолетние дети) имеет статус многодетной.
4 июля 2020 года Колесникова Ю.С. обратилась через многофункциональный центр в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее, супруга и детей на учет граждан в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с учетом льготы "многодетная семья".
Уведомлением от 10 июля 2020 года Колесникова Ю.С. извещена об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий со ссылкой на жилищную обеспеченность, превышающую установленный в Санкт-Петербурге норматив.
Письмом администрации от 1 сентября 2020 года заявителю разъяснено, что жилищная обеспеченность семьи из шести человек рассчитана применительно к жилому помещению по адресу: "адрес", то есть без учета Белозёровой Л.Г, которая не является членом семьи заявителя. В связи с чем, обеспеченность семьи административных истцов определена административным ответчиком, исходя из следующего расчета: определена обеспеченность семьи из 7 человек жилой площадью в двухкомнатной квартире (51, 20 кв.м:7 человек = 7, 31 кв.м/чел.), затем - обеспеченность членов семьи заявителя Колесниковой Ю.С. в принадлежащей ей доле трехкомнатной квартиры (73, 5 кв.м : 4 доли = 18, 375 кв.м - доля Колесниковой Ю.С.; 18, 375 кв.м : 6 чел.= 3, 062 кв.м/чел). После чего полученные результаты обеспеченности жилой площадью суммированы, что составило 10, 37 кв.м на 1 члена семьи Колесниковой Ю.С. (7, 31 кв.м + 3, 062 кв.м), состоящей из 6 человек (она, муж и четверо детей).
Суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 10 июля 2020 года об отказе в постановке на учет, исходил из того, что в состав семьи при расчете обеспеченности жилой площадью необходимо было включить и Белозерову Л.Г.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (далее - Закон о содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий), содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с данным Законом Санкт- Петербурга.
В силу статьи 3 Закона о содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, в частности, в случае, если они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 7 этого же Закона Санкт-Петербурга (подпункт 3 пункта 1).
В соответствии со статьей 4 Закона о содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, жилищная обеспеченность для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга характеризуется количественными данными, выраженными в квадратных метрах общей площади жилья (квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома), приходящейся на одного проживающего, а также данными о качестве жилых помещений, включающими сведения об их пригодности для постоянного проживания и благоустройстве. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или (и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
При этом в число проживающих не включаются временные жильцы и лица, в отношении которых заявитель или совместно проживающие с ним члены семьи являются наймодателями, арендодателями, ссудодателями жилых помещений.
Согласно части 2 статьи 7 вышеназванного Закона, учетный норматив жилищной обеспеченности устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что оснований для исключения Белозёровой Л.Н. из расчета жилищной обеспеченности семьи административных истцов Колесниковой Ю.С. и Белозёрова И.В. не имеется, в связи с чем, жилищная обеспеченности многодетной семьи составляет 9, 93 кв.м. на одного члена семьи ((51, 20 кв.м + 18, 375 кв.м) : 7 человек), то есть менее учетного норматива, установленного специальным законом.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном включении в качестве членов семьи лиц проживающих в одной квартире с административным истцом получили оценку в суде апелляционной инстанции
Судебная коллегия правомерно указала, что Белозёрова Л.Н. вселена в квартиру по "адрес" Санкт-Петербурге 15 августа 1986 года, одновременно с ней в квартиру был вселен ее сын Белозёров И.В, 1981 года рождения. Впоследствии в квартиру в качестве членов семьи были вселены супруга Белозёрова И.В. и несовершеннолетние дети.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Санкт- Петербурга от 13 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2021 года по административному делу N 2а- 4398/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Красногвардейского района Санкт- Петербурга - без удовлетворения.
Решение Красногвардейского районного суда Санкт- Петербурга от 13 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.