Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения следственного изолятора N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2020 года по административному делу N 2а-557/2020 по административному исковому заявлению Иванов Э.А. к Федеральному казенному учреждению следственного изолятора N 2 по Республике Карелия об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Иванов Э.А. обратился с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика по запрещению хранения и использования в камере личного радиоприемника, ложки алюминиевой, ручек цветных, консервированных продуктов в металлической таре и точилки пластиковой канцелярской.
В обоснование требований указал, что он содержался в соответствии с частью 2 статьи 77.1 УИК РФ 19.01.2020, 19.02.2020, 19.03.2020 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия. По прибытии в СИЗО-2 он подвергся обыску, а его вещи досмотру, по результатам которых административный ответчик запретил Иванову Э.А. хранить и использовать в камере личный радиоприемник, ложку алюминиевую, ручки цветные, консервированные продукты в металлической таре и точилку пластиковую канцелярскую. Полагает, что в отношении него подлежат применению Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста Российской Федерации от 26.12.2016 N 295, согласно приложению N 1 к которым указанные выше предметы не являются запрещенными, ввиду чего считает действия административного ответчика по запрещению их хранения и использования в камере являются незаконными.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 07 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по запрещению хранения и использования Ивановым Э.А. ручек цветных, алюминиевой ложки; в удовлетворении остальных требований отказано. На административного ответчика возложена обязанность устранить нарушения прав административного истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 ноября 2020 года решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 07 августа 2020 отменено в части отказа в признании незаконными действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по запрещению хранения и использования Иванов Э.А. личного радиоприемника, консервированных продуктов в металлической таре, пластиковой точилки. Принято в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных требований. Исключено из резолютивной части решения указание на обязание ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия устранить допущенные нарушения и сообщить об этом суду и административному истцу. В остальной части решение Сегежского городского суда Республики Карелия оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 15 марта 2021 года, через Сегежский городской суд Республики Карелия, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 апреля 2021 года, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия просят об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права и неправильным установлением обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что Иванов Э.А, осужденный приговором Муезерского районного суда Республики Карелия от 27.05.2019 с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 17.10.2019 года, к 16 годам 08 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, на основании постановления мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28.10.2019 в порядке статьи 77.1 УИК РФ (в качестве обвиняемого) был оставлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия до окончания рассмотрения уголовного дела по части 1 статьи 128.1 УК РФ.
Судами установлено, что 19.01.2020, 19.02.2020, 19.03.2020 по прибытии Иванова Э.А. из изолятора временного содержания ОМВД России по г. Костомукше в СИЗО-2 он подвергался обыску, а его вещи досмотру, в результате которых у Иванова Э.А. были изъяты, в том числе:личный радиоприемник, металлические банки с консервами - 5 штук, ложка алюминиевая, цветные ручки и пластиковая точилка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в вышеуказанные периоды на Иванова Э.А, переведенного в СИЗО-2 в порядке части 2 статьи 77.1 УИК РФ, распространялись условия отбывания наказания, установленные для исправительных учреждений, в связи с этим в отношении него подлежат применению Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста Российской Федерации от 26.12.2016 N 295.
Отменяя решение суда первой инстанции в части и удовлетворяя требования административного истца в полном объеме, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что действия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по запрещению хранения и использования Иванову Э.А. личного радиоприемника, консервированных продуктов в металлической таре, пластиковой точилки канцелярской, алюминиевой ложки, ручек цветных являются незаконными.
Данные выводы судов, по мнению судебной коллегии, являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии с частью 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 УИК РФ).
Статьей 15 Федерального закона N 103-ФЗ регламентировано, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
С учетом изложенного правомерным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что на осужденных, переведенных в следственный изолятор в порядке статьи 77.1 УИК РФ, действие Федерального закона N 103-ФЗ распространяется в части порядка их содержания, а условия содержания должны соответствовать условиям, которые они имели при отбывании наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Таким образом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, на Иванова Э.А. в период его содержания в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу (17 октября 2019 года) распространялись условия отбывания наказания в исправительном учреждении.
В силу частей 3 и 4 статьи 94 УИК РФ осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц. Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Исходя из пункта 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 г. N 295, они устанавливают правила внутреннего распорядка, в том числе, в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении осужденных, оставленных в следственном либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.
Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение (пункт 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Пунктами 14, 17 Перечня, содержащегося в Приложении N 1 к ПВР ИУ предусмотрен запрет осужденным иметь при себе: колюще-режущие и остроконечные предметы, в том числе предметы и тару, изготовленные из стекла, керамики и металла (за исключением алюминиевых ложек, вилок, кружек, тарелок и консервированных продуктов в металлической таре); фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехнику (кроме телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования), телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и с встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу.
Согласно примечанию 4 к Перечню, являющемуся приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, телевизионные приемники и радиоприемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией ИУ.
Оборудование камер ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК радиоприемниками для вещания общегосударственной программы не умаляет право осужденных на приобретение и использование собственных радиоприемников.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что предоставление Иванову Э.А. в указанные периоды времени в пользование собственного радиоприемника могло нарушить порядок отбывания им наказания, либо повлечь нарушение прав иных осужденных, у администрации учреждения не имелось.
Отказ в предоставлении осужденному Иванову Э.А. права пользования личным радиоприемником только по мотиву невозможности его использования для "коллективного использования" ввиду отсутствия в камере иных осужденных, противоречит требованиям части 3 статьи 94 УИК РФ, не отвечает задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, к которым часть 2 статьи 1 УИК РФ относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Указанный Перечень не запрещает к использованию и хранению осужденными письменных принадлежностей, консервированных продуктов в металлической таре, алюминиевой ложки, а также пластиковой точилки канцелярской.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2020 года по административному делу N 2а-557/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения следственного изолятора N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 7 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.