Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орлова А.Р. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 января 2021 года по административному делу N 2а-2333/2020 по административному исковому заявлению Орлова А.Р. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Калининградской области по невключению семьи Орлова А.Р. в Сводный список молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 г.г, обязании включить в Сводный список молодых семей, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Орлова А.Р. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по не включению семьи Орловой Анастасии Руслановны в Сводный список молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 г.г, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию Черняховский городской округ" на 2018 г, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области устранить нарушения прав и законных интересов Орловой А.Р. путем включения семьи Орловой А.Р. (3 человека) в Сводный список молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 г.г, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию Черняховский городской округ на 2018 и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что с 27.04.2017 г. постановлением администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" ее семья признана нуждающейся в жилом помещении и нуждающейся в улучшении жилищных условий и внесена в список очереди граждан, определенных программой "Обеспечение жильем молодых семей Черняховского городского округа". В связи с рождением ребенка, в постановление от 27.04.2017 г. N 1025 были внесены изменения, о чем Администрацией Муниципального образования "Черняховский городской округ" было вынесено постановление от 23.08.2017 г. N2177.
Постановлением Администрации Муниципального образования "Черняховский городской округ" от 29.08.2017 г. N2221 ее семья была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г."
В апреле 2019 г. Управлением социальной защиты населения администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" Орловой А.Р. было получено уведомление, датированное 12.04.2019 г. N1372 о том, что на основании постановления от 11.04.2019 г. N 953 ее семья была исключена из списка молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ на 2015-2020 гг.".
В ответе Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области от 04.09.2019 г. N17538/ЖС-4, на ее обращение, было указано, что постановлением Администрации Муниципального образования "Черняховский городской округ" от 11.04.2019 г N 953 ее семья была исключена из списка молодых семей - участников мероприятия в связи с тем, что ее супругу исполнилось 36 лет. Также 10.01.2020 за исх. N103/ЖС-4 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области ей было сообщено, что ее семья не вошла в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 г. по муниципальному образованию Черняховский городской округ", сформированному с учетом размера средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования Черняховский городской округ", а также объема субсидии, предоставляемой на эти цели из федерального и областного бюджета, поскольку в список были включены первые 15 молодых семей, в том числе 1 многодетная.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 16 сентября 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по не включению семьи Орлова А.Р. в Сводный список молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 г.г, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию Черняховский городской округ на 2018 г. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано. Взыскано с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в пользу Орлова А.Р. государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 октября 2020 года, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 апреля 2021 года Орлова А.Р, просит об отмене судебных постановлений, и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права. Указала, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства был сформирован сводный список молодых семей отличающийся от списка сформированного Администрацией муниципального образования Черняховский городской округ.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов постановлением администрации МО "Черняховский городской округ" от 27.04.2017 N 1025 семья Орлова А.Р. (состав семьи 2 человека: она, муж Хорунжа В.А.) принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
23.08.2017 года на основании постановления администрации МО "Черняховский городской округ" N 2177 в постановление от 27.04.2017 года N 1025 внесены изменения в пункте 1 постановления: "слова состав семьи 2 человека: она, муж Хорунжа В.А.", заменены словами: "состав семьи 3 человека: она, муж Хорунжа В.А, дочь Хорунжа С.В.".
29.08.2017 года на основании постановления администрации МО "Черняховский городской округ" N 2221 на основании заявления и документов, предоставленных Орловой А.Р, её семья в составе 3 человек была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г.
12.09.2017 управлением социальной защиты населения администрации МО "Черняховский городской округ" Хорунжа В.А. вручено уведомление от 06.09.2017 N 3675 о признании семьи Орловой А.Р. участницей программы.
В соответствии со ст. 24 Постановления Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 управлением социальной защиты населений администрации МО "Черняховский городской округ" сформирован сводный список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию "Черняховский городской округ" на 2018 год. В состав сводного списка вошли 19 семей, в том числе семья Орловой А.Р. под номером 15. Порядок формирования сводного списка исходил из даты подачи заявления участниками программы.
25.07.2018 Администрацией МО "Черняховский городской округ" была получена выписка из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в МО "Черняховский городской округ", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Калининградской области. Из 19 семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году в сводный список, утвержденный приказом Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Калининградской области от 16.07.2018 N 289, было включено 15 семей, семья Орловой А.Р. в данный список включена не была.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что администрацией МО "Черняховский городской округ" сформирован сводный список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию "Черняховский городской округ" на 2018 год в нарушение требований постановления Правительства Калининградской области от 05.05.2011 N 303 "О предоставлении молодым семьям - участникам основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", исходя из даты подачи заявления участником программы, тогда как должен быть сформирован по дате постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 в ред. от 10.02.2017 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. 3 и. 3 постановления Правительства Калининградской области от 05.05.2011 N 303 "О предоставлении молодым семьям - участникам основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства с участием средств федерального, областного и местных бюджетов на территории Калининградской области - список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список), формируется ОМСУ независимо от даты подачи заявления на участие в основном мероприятии в порядке очередности по дате признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении по форме, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области; в первую очередь в указанный список включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей, для молодых семей, имеющих одинаковую дату признания нуждающимися в жилых помещениях, очередность в списке формируется в алфавитном порядке.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по невключению семьи Орлова А.Р. в Сводный список молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 г.г. соответствуют закону, поскольку в список были включены семьи, которые поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до постановки семьи Орловой А.Р. на учет - 23.08.2017 г.
Доводы кассационной жалобы о неверном формировании ответчиком сводного списка молодых семей, необоснованном включении в сводный список иных лиц, не был предметом рассмотрения данного иска, ввиду чего не могут быть приняты во внимание.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 января 2021 года по административному делу N 2а-2333/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Орлова А.Р. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 января 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.