Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Широковой Е.А, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Репина К.А. на решение Колпинского районного суда Санкт - Петербурга от 11 ноября 2019 года (с учетом определения суда от 21 мая 2020 года об исправлении описки) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 года по административному делу N 2а-6765/2019 по административному исковому заявлению Репина К.А. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Репина К.А. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, после уточнения которого, просила признать незаконным:
- неиздание распоряжения о приостановлении выплаты детского пособия с 1 января 2019 года, назначенного по ее заявлению N 25113808 от 30 июля 2018 года;
- решение Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, оформленное протоколом от 5 марта 2019 года N16, об отказе в предоставлении государственной помощи.
Признать факт несвоевременного направления ответа на жалобу N 30952968 от 21 апреля 2019 года.
Возложить на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга обязанность предоставить государственную социальную помощь за период с 1 февраля 2019 года по 30 апреля 2019 года в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на то, что по ее заявлению N 25113808 от 30 июля 2018 года, как матери-одиночке, имеющей одного "данные изъяты" "данные изъяты", трудоустроенной, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим возраста трех лет, на семью из двух человек, имеющей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, распоряжением администрации Колпинского района Санкт- Петербурга N 8401 рз от 27 августа 2018 года назначено детское пособие на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2023 года путем выплаты на расчетный счет по детской карте в банке "Санкт-Петербург". Выплата была приостановленная с 1 января 2019 года без принятия соответствующего распоряжения и направления его в адрес получателя и в Комитет по социальной политике, чем нарушен пункт 2.12 Порядка предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющих детей, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года N343 Указывает, что 27 февраля 2019 года Репина К.А. обратилась с заявлением о возобновлении выплаты, при этом ей было отказано (протокол N16 от 5 марта 2019 года), так как не были представлены полные сведения о размере дохода, а именно: не сообщено сведений о выплатах ежемесячного детского пособия за январь 2019 года.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 года в удовлетворении требований Репиной К.А. по признанию незаконным решения Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, оформленное протоколом от 5 марта 2019 года N16, об отказе в предоставлении государственной помощи, возложении на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга обязанности предоставить государственную социальную помощь за период с 1 февраля 2019 года по 30 апреля 2019 года в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу - отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 года принят отказ представителя административного истца от требований в части установления факта неиздания распоряжения о приостановлении с 1 января 2019 года выплаты, назначенного по заявлению истицы N 25113808 от 30 июля 2018 года, детского пособия; признании факта несвоевременного направления ответа на жалобу N 30952968 от 21 апреля 2019 года. Производство по делу в указанной части требований прекращено с отменой решения суда в соответствующей части.
В кассационной жалобе, поданной 26 апреля 2021 года через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 апреля 2021 года, уточненной кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2021 года, представитель административного истца Кравченко Г.А. просит об отмене судебных постановлений, и вынесении нового решения об удовлетворении требований, либо направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам по делу. Указал, что судами не учтены положения норм федерального и регионального законодательства, фактические обстоятельства дела не исследовались, суды приравняли неполучение пособия за январь 2019 года в размере 1451 рубль к предоставлению неполных и/или недостоверных сведений о доходах за расчетный период при обращении за государственной социальной помощью. При этом, Репина К.А. не предоставляла недостоверных сведений. Указал также, что судом выбран неверный порядок рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, судом апелляционной инстанции довод остался без внимания.
Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга принесены возражения, в которых они просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения, указав, что в настоящее время права Репиной К.А. восстановлены, так как решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2020 года по делу N 2-947/2020 Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга обязали предоставить Репиной К.А. государственную социальную помощь за период с 01.03.2019 по 31.05.2019 за вычетом выплаченных сумм государственной социальной помощи за март и май 2019 года (то есть только за апрель 2019 года). О выплате Репиной К.А. государственной социальной помощи за апрель 2019 года издано распоряжение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N 10517-рз.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, что Репина К.А. является одинокой матерью "данные изъяты" "данные изъяты", в графе отец стоит прочерк.
Репина К.А. трудоустроена в ООО "КАЛЦРУ" с 1 августа 2016 года в должности младшего продавца - консультанта, с 17 февраля 2017 года находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
30 июля 2018 года Репина К.А. обратилась с заявлением N 25113808 в отдел социальной защиты населения администрации Колпинского района Санкт - Петербурга о предоставлении государственной помощи, в соответствии с главой 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22 ноября 2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", просила назначит ей пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов питания, специальных молочных продуктов.
Распоряжением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N 8401-рз от 27 августа 2018 года административному истцу назначено ежемесячное пособие на "данные изъяты" "данные изъяты", на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2023 года, сроком выплаты по 31 декабря 2018 года.
В связи с достижением ребенком возраста очередного полного года, не предоставлением документов для продления выплаты, выплата указанного пособия была приостановлена с 1 января 2019 года.
27 февраля 2019 года Репина К.А. обратилась с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия. В заявлении указано, что за период с 1 января 2019 года по 31 января 2019 года получила доход социального характера в размере 0 рублей 00 копеек, получила доход от трудовой деятельности в размере 50 рублей 00 копеек.
Решением об отказе в социальной выплате, оформленным протоколом от 5 марта 2019 года N16, выплата пособия прекращена, поскольку Репина К.А. не предоставила сведения о доходах за январь 2019 года (за назначением обратилась 27 февраля 2019 года).
В ответе от 4 июня 2019 года на обращение районная администрация сообщила Репиной К.А. о причинах принятия решения от 5 марта 2019 года, оформленного протоколом N16.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что поскольку Репина К.А. представила заявление о выплате с неверным указанием сведений о доходе, а основаниями для отказа в назначении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, являются представление неполных и (или) недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, оспариваемое решение отвечает требованиям нормативных правовых актов, пунктов 2.11, 2.15 Порядка предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей (приложение N 1), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года N343.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (статья 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отношения, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт- Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).
Главной 33-2 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлено региональное нормативное регулирование предоставления государственной социальной помощи.
В частности, предусмотрено, что социальное пособие - единовременное или ежемесячное безвозмездное предоставление определенной денежной суммы малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях поддержания их уровня жизни; малоимущая семья - семья, среднедушевой доход которой по не зависящим от членов семьи причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт- Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения; неработающие трудоспособные члены семьи - граждане, не занятые трудовой, предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельностью, не являющиеся получателями пенсии; величина прожиточного минимума на дату обращения - величина прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за последний квартал, за который определена указанная величина прожиточного минимума.
В статье 117-4 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлены категории граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь.
Так, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт- Петербурга, в виде социального пособия (часть 1); государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим семьям с детьми, имеющим в своем составе неработающих трудоспособных членов семьи, имеющим место жительства или пребывания в Санкт-Петербурге, в виде социального пособия (часть 2).
Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений следует, что право на получение государственной социальной помощи возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: гражданин (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года N595 "О реализации главы 33-2 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге (Приложение N 1 к постановлению) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Порядка, он разработан в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Россиийской Федерации", Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года N 728 -132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" и определяет правила и условия предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социального пособия; государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим проживающим гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2 этого же постановления Правительства Санкт-Петербурга установлено, что администрации районов Санкт-Петербурга являются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющими расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, семьи с детьми, имеющей в своем составе неработающих трудоспособных членов семьи, для признания их малоимущими и предоставления им государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге, проведение дополнительной проверки (комиссионного обследования) сведений, представленных для предоставления государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Согласно пункту 2.4 Порядка, заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений, являющихся основанием для назначения государственной социальной помощи.
Пунктами 2.13, 2.14 Порядка установлено, что государственная социальная помощь предоставляется с месяца подачи заявления; администрация района отказывает в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и(или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Пунктом 1 распоряжения Комитета по социальной политике Санкт- Петербурга от 3 октября 2013 года N298-р утвержден административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Санкт-Петербурге (далее Административный регламент).
Согласно пункту 2.9.3 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является предоставленные заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
В силу статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512.
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N512).
Согласно пункту 3.1 Порядка, причины, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения, являются уважительными для получения государственной социальной помощи в следующих случаях: осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и (или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет (пункт 3.1.1); осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) в возрасте от трех лет до поступления в первый класс общеобразовательной организации при наличии у ребенка заболевания, препятствующего посещению дошкольной образовательной организации, по заключению медицинского учреждения (пункт 3.1.2).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года N 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, (Приложение N 1) (далее - Порядок N 1) пунктом 2.15 которого установлено, что ежемесячное пособие на ребенка до 7 лет назначается со дня исполнения ребенку полутора лет в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка по месяц исполнения ребенку 7 лет с ежегодным подтверждением права на дату исполнения ребенку очередного полного года, за исключением ежемесячных пособий на ребенка до 7 лет, которые предоставляются на ребенка из многодетной семьи.
Получателям ежемесячного пособия на ребенка до 7 лет меры социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, приостанавливаются с месяца, следующего за месяцем исполнения ребенку очередного полного года (пункт 2.10 Порядка N1).
Пунктом 2.11 Порядка N1 предусмотрено прекращение предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в частности, в случае утраты получателем права на получение мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Пунктом 2.3 Порядка N1 закреплено, что о принятом решении администрация района Санкт-Петербурга информирует заявителя в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку принятому Комиссией по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта администрации Колпинского района Санкт-Петербурга решению, оформленного протоколом от 5 марта 2019 года N16, и установив, представление заявителем неполных и(или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на правильность оспариваемых судебных актов не влияют.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом выбран неверный порядок рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, судом апелляционной инстанции довод остался без внимания, не может быть принят во внимание, так как суд апелляционной инстанции, оценивая указанный довод, обоснованно сослался на отсутствие нарушения процессуальных прав административного истца.
Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда и апелляционного определения не усматривается. Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Колпинского районного суда Санкт - Петербурга от 11 ноября 2019 года (с учетом определения суда от 21 мая 2020 года об исправлении описки) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 года по административному делу N 2а-6765/2019 - оставить без изменения, кассационную жалобу Репина К.А. - без удовлетворения.
Решение Колпинского районного суда Санкт - Петербурга от 11 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.