Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" об оспаривании в части приложения 1, 2, 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2020 года N 380-в "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал (Добрянский городской округ)", по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 1 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО6, ФИО7, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 18 декабря 2018 года N 323-в установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" (далее - ООО "Уралводоканал", Общество) для формирования тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации, утверждены производственные программы ООО "Уралводоканал" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 года, установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2020 года N 380-в (далее - Постановление N 380-в) в постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 18 декабря 2018 года N 323-в внесены изменения в части утвержденной производственной программы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал" и установленных тарифах ООО "Уралводоканал" на период 2019 - 2023 год.
ООО "Уралводоканал" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими:
приложения 1, 2, 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2020 года N 380-в "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал (Добрянский городской округ)".
Требования мотивированы тем, что при утверждении тарифов на питьевую воду и на водоотведение на 2021 год необоснованно проведена корректировка необходимой валовой выручки в части расходов на арендную плату за 2019 год; завышены объемы реализации питьевой воды и принятых сточных вод; из необходимой валовой выручки частично исключены расходы за 2019 год по статьям затрат "Электрическая энергия", "Проведение химических анализов" и не включены расходы по договору аренды от 1 октября 2015 года.
Решением Пермского краевого суда от 1 апреля 2021 года административное исковое заявление ООО "Уралводоканал" удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия приложения 1, 2 к Постановлению N 380-в в части объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ на 2021 год.
Признано недействующим со дня принятия приложение 3 к Постановлению N 380-в в части установления тарифов на питьевую воду и услуги водоотведения на 2021 год.
В апелляционной жалобе Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В жалобе приведены доводы о несогласии с выводами суда о том, что принятие к бухгалтерскому учету в качестве кредиторской задолженности суммы неоплаченных арендных платежей за 2019 год свидетельствует о несении расходов регулируемой организацией в 2019 году.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов ООО "Уралводоканал" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Полномочиями на установление тарифов в указанных сферах наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года N631-п "Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края", опубликования в официальном печатном издании Бюллетене законов Пермского края, Правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, размещения на официальном сайте Министерства, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое постановление, в отношении которого ООО "Уралводоканал" заявлено требование о признании недействующим, принято уполномоченным органом - Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ООО "Уралводоканал" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Добрянского городского поселения Пермского края.
Оспариваемым Постановлением N 380-в для ООО "Уралводоканал" осуществлена корректировка тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год, ранее установленных постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года N 323-в на долгосрочный период регулирования 2019-2023 год.
В Приложении N 1, 2 изложена производственная программа в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на период с 2019 по 2023 год, определены объемы финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ в сферах холодного водоснабжения и водоотведения.
В Приложении N 3 приведены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Общества на этот же период.
При обращении с заявлением о корректировке в тарифный орган Обществом были заявлены:
- объем реализации питьевой воды - "данные изъяты" тыс. куб. м;
- объем водоотведения - "данные изъяты" тыс. куб. м.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных ООО "Уралводоканал" документов и подготовлено экспертное заключение, согласно которому:
- объем реализации питьевой воды определен в размере "данные изъяты" тыс. куб. м;
- объем водоотведения определен в размере "данные изъяты" тыс. куб. м.
Согласно доводам возражений административного ответчика в материалы тарифного дела Обществом не были представлены документы, подтверждающие расчетный объем воды, отпускаемый новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) в году на который устанавливался тариф, тогда как Обществом, по мнению административного ответчика, планировалось подключение новых абонентов в 2021 году и указание в соответствующих графах расчета нулевых значений носит заведомо недостоверный характер и направлено на уменьшение объема отпускаемой воды. Положительная динамика отпуска воды была принята к учету на основании имеющихся данных о волнообразной динамике за 2017 - 2019 годы.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 названных Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Оценивая доводы административного истца об утверждении объемов питьевой воды и водоотведения в необоснованных размерах, суд пришел к верному выводу о том, что принцип расчетов тарифного органа не соответствует требованиям пунктов 4, 5, 8 Методических указаний N 1746-э, поскольку один из четырех показателей, необходимых при расчете объемов воды (водоотведения) отсутствовал, расчеты проведены на 2021 год без учета новых потребителей, что привело к нарушению основополагающего принципа, изложенного в пункте 29 Основ ценообразования, согласно которому тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Кроме этого, как было установлено судом первой инстанции, при утверждении тарифов на 2021 год из необходимой валовой выручки были необоснованно исключены расходы ООО "Уралводоканал" по статьям затрат: "Электрическая энергия"; "Расходы на производственный контроль" и "проценты по договорам займа".
При этом судом учтено, что тарифным органом не оспаривалось документальное подтверждение заявленных размеров экономически обоснованных расходов за 2019 год по названным статьям расходов.
Ссылки тарифного органа в возражениях на статью 15 Основ ценообразования и возможность учета понесенных расходов за 2019 год при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме
не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, обоснованно отклонены.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, отклонившим доводы административного ответчика, по тем основаниям, что возможность учета заявленных расходов не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, не освобождает тарифный орган от обязанности по проведению анализа (экспертизы) таких расходов, в случае, если они заявлены организацией, с приведением обоснования невозможности их включения в заявленный период, а также с указанием включения таких расходов на последующие периоды регулирования. Из содержания экспертного заключения административного ответчика не следует, что такой анализ проведен.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, установив, что объемы финансовых потребностей ООО "Уралводоканал" определены и тарифы установлены на основании необоснованно скорректированной необходимой валовой выручки, необоснованно принятых объемов отпуска воды без надлежащей оценки экономически обоснованных затрат за 2019 год, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленного административного иска и признании недействующими со дня принятия приложения 1, 2 к Постановлению N 380-в, в части объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ на 2021 год, и приложения 3 к Постановлению N 380-в, в части установления тарифов на питьевую воду и услуги водоотведения на 2021 год.
Решение суда первой инстанции в части признания утверждения объемов питьевой воды и водоотведения в необоснованных размерах необоснованным исключения расходов за 2019 год по статьям затрат "Электрическая энергия", "Расходы на производственный контроль", "Проценты по договорам займа" сторонами по делу не обжалуется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о признании необоснованной корректировки необходимой валовой выручки в части расходов на арендную плату за 2019 год.
Так, в материалах тарифного дела содержится договор аренды от 1 октября 2015 года о передаче Обществу во временное владение и пользование имущество по перечню согласно приложению N 1 к договору. Действие договора аренды было продлено дополнительным соглашением от 7 июля 2020 года на срок до 31 декабря 2030 года. При корректировке необходимой валовой выручки тарифный орган исключил расходы Общества по указанному договору аренды, сославшись на то обстоятельство, что обязательства по внесению арендной платы не исполнялись. Данное обстоятельство в ходе производства по делу не оспаривалось стороной административного истца.
Удовлетворяя административный иск в указанной части, суд первой инстанции указал, что материалами тарифного дела подтверждено отнесение неоплаченных сумм арендных платежей за 2019 год в кредиторскую задолженность, что на основании пунктов 2 и 6 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10-99" свидетельствует о несении расходов Обществом в 2019 году.
Между тем, согласно пункту 30 Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из содержания пункта 29 раздела IV Методических указаний N 1746-э следует, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Судебная коллегия считает правильными выводы тарифного органа о корректировке необходимой валовой выручки (-12 047, 90 тыс. руб.) в части расходов на арендную плату, поскольку такие расходы ООО "Уралводоканал" не подтверждены, не подтвержден перевод денежных средств на счета арендодателей, фактически выбытия активов организации не произошло, что свидетельствует об отсутствии возмещения арендодателям амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей в отношении переданного в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Вместе с тем, учитывая наличие иных допущенных административным ответчиком при расчете оспариваемых тарифов нарушений, установленных судом, приведенный ошибочный вывод суда не повлек принятия неправильного по существу судебного решения, основанием для признания решения незаконным не является.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ, с возложением на тарифный орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в соответствии с положениями части 4 статьи 216 КАС РФ.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 310 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.