Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Бушминой А.Е, Мироновой Н.В, при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Вахитова Тагира Радмировича к Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кумертау Республики Башкортостан об оспаривании решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом, по апелляционной жалобе Вахитова Тагира Радмировича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО8, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа "адрес" Республики Башкортостан ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам ФИО2 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу: Республика Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N 7 возложены на Территориальную избирательную комиссию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее также Окружная избирательная комиссия).
8 августа 2021 года Окружная избирательная комиссия приняла решение N28/1-7 "Об отказе Вахитову Тагиру Радмировичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N7" (далее также Решение Окружной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года N28/1-7).
Административный истец Вахитов Т.Р. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты не имелось, все необходимые документы и сведения им были представлены своевременно, все подписные листы соответствовали установленной законом форме и содержали необходимые сведения об избирателях, кроме того административным истцом указано на избыточность требований закона о заверении каждого подписного листа.
Административный истец с учетом измененных требований просил суд признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кумертау Республики Башкортостан от 8 августа 2021 года N28/1-7 "Об отказе Вахитову Тагиру Радмировичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N7" и итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом Вахитовым Т.Р. 5 августа 2021 года.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Вахитова Тагира Радмировича к Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кумертау Республики Башкортостан "Об отказе Вахитову Тагиру Радмировичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан ? Салаватский одномандатный избирательный округ N7" от 8 августа 2021 года N28/1-7 и итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом Вахитовым Тагиром Радмировичем 5 августа 2021 года.
В апелляционной жалобе административный истец Вахитов Т.Р. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Территориальная избирательная комиссия городского округа город Кумертау Республики Башкортостан представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил в суд возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Вахитова Т.Р. - ФИО8, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кумертау Республики Башкортостан ФИО7 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты, избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Правоотношения по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации урегулированы также Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, часть 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом (пункт 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу части 1 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ подписи, собираемые в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, вносятся в подписные листы, которые изготавливаются по форме согласно приложению 4 к данному Федеральному закону.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, часть 13 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ).
Окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ при проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Выборка проводится в окружной избирательной комиссии непосредственно после выдачи кандидату документа, подтверждающего прием подписных листов. Процедура проведения выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (часть 7). Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, в предусмотренном настоящей статьей порядке проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата (часть 18).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N9/74-8 утвержден Порядок приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также утверждены Рекомендации по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, в соответствие с которым в одномандатном избирательном округе Республика Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N7 зарегистрировано 491 497 избирателей; количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по указанному округу - 14 745 подписей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, составляет - 15 482 подписей.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, часть 10 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, часть 14 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, частью 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, в качестве которых предусмотрено, в том числе: г.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2021 года административный истец Вахитов Т.Р. представил в Окружную избирательную комиссию заявление о самовыдвижении и необходимые для выдвижения документы в соответствии е требованиями частей 4 и 5 статьи 41 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ.
4 августа 2021 года Вахитов Т.Р. представил в окружную избирательную комиссию 15 480 подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения на 3 096 листах, сброшюрованные в 31 папку. При приеме документов в процессе подсчета подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Вахитова Т.Р. Окружной избирательной комиссией установлено, что фактически предъявлено 15 477 подписей.
4 августа 2021 года Окружная избирательная комиссия на основании части 7 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ и решения Окружной избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N10/4-5 отобрала для проведения проверки посредством случайной выборки (жребия) 591 подписных листов с 2 949 подписями для первоначальной проверки (папки N 29, N 16, N 5, N 23, N30, N 17 - л.91 до 5 подписи).
В ходе проверки рабочей группой Окружной избирательной комиссии отобранных листов с подписями избирателей признано недействительными 2 111 подписей, что составляет 71, 58 процентов от всех отобранных для первоначальной проверки, представленных кандидатом Вахитовым Т.Р, в том числе 2 000 подписей признаны недействительными по коду 22 - подписной лист не заверен подписью кандидата, о чем составлен протокол итогов проверки подписных листов от 5 августа 2021 года.
5 августа 2021 года Окружная избирательная комиссия на основании части 18 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ и решения Окружной избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N10/4-5 отобрала для дополнительной проверки посредством случайной выборки 443 подписных листа с 2 212 подписями (папки N 13, N 22, N 12, N 6, N 1), в связи с чем суммарное количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с частями 7 и 18 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ составило 5 161 подписей (35 процентов от общего числа подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата представленных в окружную избирательную комиссию).
В ходе проверки дополнительно отобранных для проверки подписей выявлено 562 недействительных подписей, в том числе 499 подписей признаны недействительными по коду 22 - подписной лист не заверен подписью кандидата, в связи с чем суммарное количество недействительных подписей составило 2 673 (51, 79 процента от общего числа подписей, отобранных для проверки).
Из материалов дела следует, что среди отобранных для первоначальной проверки 591 подписного листа с 2 949 подписями избирателей, в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Вахитова Т.Р, имеется 400 подписных листов с 2 000 подписями избирателей, не заверенных подписью кандидата Вахитова Т.Р.
Среди дополнительно отобранных для проверки 443 подписных листов с 2 212 подписями избирателей имеется 100 подписных листов с 499 подписями избирателей, не заверенных подписью кандидата Вахитова Т.Р.
Кроме того, согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, по кодам нарушения 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 18, 19, 31, 32, 33 недействительными являются 174 подписи избирателей из 5 161 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Вахитова Т.Р. и отобранных для проверки в соответствии с частями 7 и 18 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ: 3 подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (проживающие за пределами Салаватского одномандатного избирательного округа N7); 10 подписей избирателей с неуказанными именем или отчеством избирателя; 105 подписей избирателей с неполными паспортными данными об избирателе; 30 подписей избирателей с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе; 4 подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи избирателя; 4 подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей; 8 подписей избирателей с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи кандидатом.
Решением Окружной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года N28/1-7 Вахитову Т.Р, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N7" по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ, в связи с тем, что суммарное количество недействительных подписей составило 2 673, что составляет 51, 79 процента от общего числа подписей, отобранных для проверки.
Исследовав материалы дела и подписные листы, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные окружной избирательной комиссией нарушения, соответствуют кодам нарушения 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 18, 19, 31, 32, 33 и на законном основании нашли свое отражение в ведомостях проверки и итоговом протоколе проверки подписных листов, представленных кандидатом Вахитовым Т.Р, в связи с чем правомерно признал несостоятельным довод административного истца о том, что избирательная комиссия незаконно квалифицировала 174 подписи избирателей в качестве недействительных.
Также суд первой инстанции согласился с доводами Окружной избирательной комиссии, что заверение подписных листов подписью кандидата путем сшивания данных листов в папки и фиксирования места сшивания бумажной пломбой не является заверением конкретного подписного листа с подписями избирателей, а лишь свидетельствует о том, сколько в книге сшито подписных листов и сколько в них содержится подписей избирателей, в связи с чем Окружной избирательной комиссией правильно признаны недействительными 2 499 подписей, поскольку подписной лист не заверен подписью кандидата (код 22).
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что окружной избирательной комиссией обоснованно установлен факт наличия оснований, предусмотренных пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ, для отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что вывод комиссии о недействительности 2 499 подписей избирателей по тому основанию, что подписные листы не заверены подписью кандидата, основаны на избыточном требовании к заверению каждого подписного листа подписью кандидата, все подписные листы заверены подписью кандидата путем сшивания данных листов в папки и фиксирования места сшивания бумажной пломбой, на которой указаны сведения, предусмотренные частью 13 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может по следующим основаниям.
Как указано выше каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, часть 13 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ).
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, пункта 8 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата.
Положениями пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, части 16 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ предусмотрено, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде.
В соответствии с разделом 1 Рекомендаций по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, утвержденных Постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/74-8, подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в виде папок (пункт 1.4); в каждую папку помещается не более 100 подписных листов с подписями избирателей (пункт 1.5); подшивка подписных листов помещается в плотную обложку и прошивается вместе с обложкой; прошивание осуществляется таким образом, чтобы полностью были видны все данные подписного листа; концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводятся на оборотную сторону обложки, фиксируются наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которую ставится подпись кандидата (пункт 1.6).
Суд апелляционной инстанции исследовал в судебном заседании папки с подписными листами административного истца, которые Окружная избирательная комиссия проверяла в порядке первоначальной и дополнительной проверки.
Судебной коллегией установлено, что на подписных листах, указанных в ведомости проверки подписных листов, как не заверенных подписью кандидата, действительно отсутствует подпись кандидата и дата ее внесения.
Представленные административным истцом подписные листы сброшюрованы в папки по 100 листов, прошиты в плотную обложку, концы прошивочной нити выведены на оборотную сторону обложки, зафиксированы наклеиванием бумажной накладки прямоугольной формы, на которой зачеркнуто указание на 101 лист, указано: "пронумеровано, сброшюровано и скреплено подписью 100 листов, исправленному верить: 4 августа 2021 года" и проставлена подпись, фамилия, имя, отчество кандидата не указаны, соответственно на оборотной стороне обложки папок с подписными листами также отсутствуют сведения, предусмотренные частью 13 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Окружная избирательная комиссия и суд первой инстанции пришли к правильным выводам о наличии оснований для признания недействительными 2 499 подписей, поскольку подписной лист не заверен подписью кандидата.
При этом суд первой инстанции правильно отклонил как необоснованные доводы административного истца об избыточности требований Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ к заполнению и оформлению подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ деятельность избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов, направлена на реализацию и защиту избирательных прав граждан, в связи с чем требует от избирательных комиссий ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса, поскольку игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 11-П), в связи с чем регулирование порядка и условий выдвижения и регистрации кандидатов на выборах - в том числе в части определения состава сведений, которые должны быть сообщены в избирательную комиссию о лицах, изъявивших желание баллотироваться, а также порядка и сроков представления этих сведений - должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям правовой определенности и не носить характера избыточных, чрезмерных ограничений, создающих, вопреки конституционному принципу равенства, произвольные препятствия для свободы деятельности политических партий и реализации избирательных прав граждан (Постановление от 23 октября 2020 года N43-П и Определение от 15 сентября 2016 года N1742-0).
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что большинство из 174 подписей, признанных недействительными по кодам нарушений 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 18, 19, 31, 32, 33, имеют незначительные помарки в данных избирателей, что не может быть причиной признания подписей недействительными, судебная коллегия отклоняет, поскольку в соответствии с частью 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ недействительными признаются: 6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; 7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей; 8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом.
Таким образом, неоговоренные исправления в установленных законом случаях влекут недействительность подписи, в связи с чем у Окружной избирательной комиссии имелись основания для признания таких подписей недействительными.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что ведомости проверки подписных листов не соответствуют Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИР России от 9 июня 2021 года N9/75-8, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку суд первой инстанции, исследовав и проанализировав ведомости проверки подписных листов членами рабочей группы, ведомости проверки подписных листов N2, N3, N4, N6, а также ведомость второй проверки подписных листов N5, пришел к выводу, что указанные документы составлены в соответствии с указанными Методическими рекомендациями, и противоречивых данных, как указывается Вахитовым Т.Р, не содержат, в связи с чем сопоставив сведения, содержащиеся в итоговом протоколе, с содержанием ведомостей проверки подписных листов, таблиц кодов нарушений, а также исследовав оригиналы книг подписных листов, подписей, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности принятого Решения Окружной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года N28/1-7 и итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом Вахитовым Т.Р. 5 августа 2021 года.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вахитова Тагира Радмировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.