Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Мироновой Н.В.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сырова Александра Юрьевича об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Удмуртская Республика - Удмуртский одномандатный избирательный округ N 33", выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" Ходырева Валерия Васильевича по апелляционной жалобе Сырова Александра Юрьевича на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Сырова А.Ю. - Кучумова А.Г, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии Удмуртского одномандатного избирательного округа N 33 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва возложены на Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики (далее - ЦИК УР).
Постановлением ЦИК УР от 29 июля 2021 года N 152.9-6 Ходырев В.В, выдвинутый политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Удмуртская Республика - Удмуртский одномандатный избирательный округ N 33".
Сыров А.Ю, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, выдвинутым политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (постановление ЦИК УР от 29 июля 2021 года N 152.7-6), обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Ходырева В.В, в котором указывает, что Ходырев В.В. на момент принятия ЦИК УР решения о его регистрации, являлся членом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", письменного заявления о выходе из партии не подавал, самой политической партией решения об его исключении из партии не принималось, что в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) является основанием для принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата. Кроме того административный истец в заявлении об изменении оснований административного иска ссылается на то, что основанием для принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата также является не собственноручное заполнение в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу сведений о фамилии, имени и отчестве кандидата и не подписание Ходыревым В.В. данного заявления.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сыров А.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, при неверном истолковании и применении норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Ходыревым В.В, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Сырова А.Ю. - Кучумов А.Г. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 части 7 статьи 51, пункте 1 части 12 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ.
В силу пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов (подпункт "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата окружной избирательной комиссией является отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Проанализировав приведенные положения федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельств, являющихся в силу требований пункта 1 части 12 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ, подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отмены регистрации кандидата Ходыревым В.В. не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23 июля 2021 года Ходыревым В.В. в ЦИК УР были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу "Удмуртская Республика - Удмуртский одномандатный избирательный округ N 33" на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
26 июля 2021 года Ходыревым В.В. в ЦИК УР представлены документы, предусмотренные статьей 47 Федерального закона N 20-ФЗ для регистрации кандидата, о чем выдан документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
В перечне представленных Ходыревым В.В. документов имеется справка от 1 июля 2021 года, выданная Центральным комитетом политической партии "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", согласно которой Ходырев В.В. является членом указанной политической партии.
Как следует из имеющейся в материалах дела справки от 1 августа 2021 года, выданной Удмуртским республиканским комитетом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Ходырев В.В. с июля 1982 года является членом данной партии, при этом заявлений о выходе из партии от Ходырева В.В. ни в местное, ни в Удмуртское республиканское отделение партии не поступало.
В соответствии с пунктом 2.15 Устава политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" член партии прекращает (утрачивает) членство в партии в случае вступления в другую политическую партию. Для прекращения (утраты) членства в партии, кроме случая исключения из партии, не требуется решения какого-либо органа партии.
Кроме того, в материалах дела содержится заявление Ходырева В.В, адресованное Первому секретарю Воткинского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" П.В.В. и полученное указанным лицом 8 июня 2021 года, повторно информирующее о принятом Ходыревым В.В. решении о выходе из партии на основании личного письменного заявления, в связи с чем Ходырев В.В. просил зарегистрировать данное заявление и прекратить его членство в партии по собственному желанию, на основании личного письменного заявления.
Поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что членство Ходырева В.В. в политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" было прекращено на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ, пункта 2.15 Устава партии (путем вступления в другую политическую партию, а также путем написания соответствующего заявления), судом первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для отмены регистрации Ходырева В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Удмуртская Республика - Удмуртский одномандатный избирательный округ N 33" по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ (пунктом 1 части 12 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ) во взаимосвязи с подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (пунктом 2 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ).
Позиция суда об этом подробно и аргументированно изложена в обжалуемом решении, с ней судебная коллегия согласна.
Также являются верными выводы суда и о том, что не могут повлечь отмену регистрации кандидата Ходырева В.В. доводы административного о нарушении им порядка заполнения уведомления о согласии баллотироваться.
Отклоняя данные доводы, повторяющиеся в апелляционной жалобе, суд обоснованно исходил из того, что, оспаривая принадлежность Ходыреву В.В. подписи в его заявлении о согласии баллотироваться, представитель административного истца не привел каких-либо обоснованных доводов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, ставящих под сомнение факт принадлежности Ходыреву В.В. данной подписи, притом что сам кандидат при рассмотрении дела настаивал на том, что самостоятельно подписывал все подаваемые им в избирательные комиссии документы от своего имени, в том числе и заявление о согласии баллотироваться.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного стороной административного истца ходатайства о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы. Не установлено оснований для проведения такой экспертизы и судебной коллегией.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, будучи убежденной в том, что доводы административного истца о якобы имевшем место факте не подписания Ходыревым В.В. заявления о согласии баллотироваться какими-либо достоверными доказательствами не подтверждены, опровергаются объяснениями самого Ходырева В.В. и основанием для отмены регистрации кандидата являться не могут.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сырова Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 сентября 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.