Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиновского А.А, судей Николаева И.В, Ромасловской И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Некрасовой Галины Ильиничны на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 22 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-24/2021 по иску Некрасовой Галины Ильиничны, Степановой Любови Александровны к Администрации г.о. Новокуйбышевск, Министерству строительства Самарской области о признании многоквартирного жилого дома аварийным, включении в Государственную программу Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Калиновского А.А, выслушав Некрасову Г.И, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Некрасова Г.И, Степанова Л.А. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Новокуйбышевск, Министерству строительства Самарской области, в котором уточнив требования, просили признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", аварийным с 2 июня 2006 г, согласно постановлению N 1206, заключению межведомственной комиссии г.о. Новокуйбышевск от 18 марта 2020 г, письма администрации г.о. Новокуйбышевск N8504 от 30 сентября 2020 г, включении в Государственную программу Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г, до 2025 года" утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. N179.
В обоснование иска указано, что 2 июня 2006 г. главой города Новокуйбышевска вынесено Постановление N 9 1206 "О признании жилых помещений непригодными для проживания в многоквартирном доме N 4 по улице Чернышевского г. Новокуйбышевск".
Между тем, указанное постановление противоречило статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ошибочно определяло статус данного жилья в качестве подлежащего сносу, без признания его аварийным при котором, фактически их дом являлся аварийным, но юридически таковым не признавался.
Опрошенные в ходе проверки - председатель межведомственной комиссии по оценки жилищных помещений (Щевляков А.К, Овчинников В.В, Попов С.В, Ходаковский А.В.), указали, что в ходе рассмотрения материалов, в отношении жилого дома "адрес" ими фактически сделан вывод об аварийности всего дома.
Также аварийность дома подтверждается заключением ПМП "Архитектурно-планировочное бюро", подготовленным в 2018 г, а в последующем, аварийность дома подтверждена заключением межведомственной комиссией, при вынесении Постановления N 715 от 17 декабря 2019 г. (копия заключения от 18 марта 2020 г. Письмо Администрации г. Новокуйбышевска от 11 сентября 2020 г.).
В результате нарушения органами местного самоуправления требований законодательства, создалась ситуация, что указанный дом не включен ни в одну из действовавших адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья. В ходе проверки исполнения Администрацией г.о. Новокуйбышевска требований законодательства, в сфере переселения граждан из аварийного жилья, в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях защиты и восстановления прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства 27 сентября 2019 г. прокуратура г. Новокуйбышевска обратилась в Новокуйбышевский городской суд с исковым заявлением к администрации г.о. Новокуйбышевска и Министерству строительства по Самарской области о признании указанного дома аварийным с 2 июня 2006 г. по Постановлению N 1206 и принять меры по включении дома в адресную региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья.
27 сентября 2019 г. Новокуйбышевский городской суд, исковые требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 января 2020 г. указанное решение отменено, производство по делу прекращено в связи с тем, что прокуратура не имела полномочий на подачу иска в интересах неопределенного круга лиц.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 22 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 апреля 2021 г, исковые требования Некрасовой Г.И, Степановой Л.А. к администрации г.о. Новокуйбышевск, Министерству строительства Самарской области о признании многоквартирного жилого дома аварийным, включении в Государственную программу Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г, до 2025 года", утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. N179 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 8 июня 2021 г. через Новокуйбышевский городской суд Самарской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В судебном заседании кассационной инстанции, Некрасова Г.И. поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Судами первой и второй инстанции установлено, и следует из материалов дела, что истцы Некрасова Г.И, Степанова Л.А. являются собственниками помещений в доме, расположенных по адресу: "адрес".
Постановлением Главы г.о. Новокуйбышевск N1206 от 2 июня 2006 г. в жилом доме, расположенного по адресу: "адрес", жилые помещения - квартиры с N1 по N18 признаны непригодными для проживания граждан и подлежащими сносу
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 27 сентября 2019 г. многоквартирный дом N 4 по ул. Чернышевского г.о. Новокуйбышевск был признан аварийным с 2 июня 2006 г. Администрация г.о. Новокуйбышевск была обязана включить указанный дом в государственную программу Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г. до 2025 г.", утв. постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. N179.
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевска от 11 октября 2019 г. N 2785 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу на основании решения Новокуйбышевского городского суда от 27 сентября 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 января 2020 г, решение Новокуйбышевского городского суда от 27 сентября 2019 г. отменено.
Постановление администрации г.о. Новокуйбышевска от 11 октября 2019 г. N 2785 также было отменено.
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевска от 13 апреля 2020 г. N 715 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 18 марта 2020 г.
Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 2, 7, 34, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим снос) или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47, исходил из того, что постановлением Главы города Новокуйбышевск N 1206 от 2 июня 2006 г. "О признании жилых помещений непригодными для проживания в многоквартирном доме N 4 по улице Чернышевского г. Новокуйбышевск" признаны жилые помещения - квартиры с 1 по 18 непригодными для проживания граждан. Доказательств того, что в 2006 году многоквартирный жилой дом по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Чернышевского, д. 4, в результате соответствующей процедуры был признан аварийным, непригодным для проживания, не представлено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Указанные выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В кассационной жалобе кассатор утверждает, что судами предыдущих инстанций неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права, выражает несогласие с выводами судов предыдущих инстанций, указывая, что допущены искажения в протоколе судебного заседания, не дана надлежащая оценка доводам истцов, а многоквартирный жилой дом является аварийным в силу постановления Главы города Новокуйбышевск N 1206 от 2 июня 2006 г. "О признании жилых помещений непригодными для проживания в многоквартирном доме N 4 по улице Чернышевского г. Новокуйбышевск".
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу) или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47.
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (пункт 1).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В разделе III указанного Положения перечислены условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных.
В силу пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящею пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания: о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями: о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (пункт 47 Положения).
Как следует из пункта 44 Положения, решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно пункту 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу) или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из пункта 34 Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Постановлением Госстроя РФ от 20 февраля 2004 г. N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" предусмотрено, что к непригодным для проживания относятся в том числе, жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома. Жилой дом в аварийном состоянии - жилой дом, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан. Аварийное состояние жилого дома наступает в результате: а) деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов (фундаменты, стены, несущие перегородки, колонны, перекрытия, балконы, лоджии, крыши, лестницы и другие несущие конструктивные элементы): б) деформации основания здания; в) получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т.п, если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации: г) аварии, пожара, в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения. Ветхий жилой дом - жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации. К ветхим жилым домам относятся, в том числе, полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов.
Материалы дела не содержат доказательства того, что в 2006 г. вышеуказанный многоквартирный дом признавался аварийным в результате проведения соответствующей процедуры, приведенной выше.
Вопреки доводам кассационной жалобы при разрешении настоящего спора судебными инстанциями в соответствии с нормами материального и процессуального права правильно установлены значимые по делу обстоятельства и распределено бремя их доказывания. Фактические обстоятельства дела установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
Эти доводы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку выводы судов основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии допущенных нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов предыдущих судебных инстанций.
Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 22 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Некрасовой Галины Ильиничны - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи И.В. Николаев
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.