Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Таридонова С. И.
на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 06.04.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Таридонова С. И. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения под индивидуальное газовое отопление от 13.08.2020, возложении обязанности выдать разрешение.
Заинтересованное лицо Государственное унитарное предприятие "адрес" "Крайтеплоэнерго".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителя административного ответчика Саченко А.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Таридонов С.И. обратился в Ипатовский районный суд Ставропольского края с административным заявлением о признании незаконным отказа администрации Ипатовского городского округа от 13.08.2020, которым ему отказано в выдаче разрешения на переустройство квартиры, расположенной по адресу "адрес", под индивидуальное газовое отопление, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 части 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2021 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпунктом "в" пункта 2 раздела 1, пунктом 6 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, раздел 5.3 постановления администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23.06.2020 N 787. В обоснование заявленных требований указал, что при обращении им представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 26 части 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимый для переустройства жилого помещения.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района от 21.07.2016 N 504, в схему теплоснабжения города был добавлен пункт 4.10, предусматривающий предложения по переходу на индивидуальные источники энергии с указанием на возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающие требованиям к наличию герметичной камеры сгорания, наличию автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива в определенных случаях, предусматривающие определенную температуру и давление теплоносителя. Схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края предусматривает возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения и соответствующего установленным требованиям. Вышеназванное постановление и перечисленные в нём требования не предусматривают ежегодное составление списков многоквартирных домов, позволяющих осуществить переход на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Полагает, что оспариваемый отказ нарушает положения статьи 27 Жилищного Кодекса Российской Федерации и его права собственника на переустройство. Просил решение признать незаконным, возложить на администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края обязанность выдать разрешение на установку в указанном жилом помещении индивидуального отопления.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 06.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме, подключенного в надлежащем порядке к системам центрального теплоснабжения, на иной, индивидуальный вид отопления, поскольку в таком случает изменяется общедомовая инженерная система отопления, что влечет нарушение его целостности.
Не согласившись с поставленными судебными актами, административный истец обжаловал их в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку судами неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами не установлены и не дана оценка юридически значимым обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 21.07.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27.07.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме по адресу "адрес", истцу на праве собственности принадлежит "адрес".
Теплоснабжение многоквартирного дома осуществляется централизованно теплоснабжающей организацией Ипатовский филиал ГУП СК "Крайтеплоэнерго" по сетям теплоснабжения муниципального образования.
07.07.2020 Таридонов С.И. обратился в администрацию Ипатовского городского округа с заявлением на получение согласия на переустройство принадлежащей ему квартиры (установку индивидуального отопления), приложив к заявлению договор приватизации, проект переустройства жилого помещения, технический паспорт переустраиваемого жилого помещения, согласие временно отсутствующих членов семьи на переустройство жилого помещения, копии паспортов собственника и поверенного, доверенность на представление интересов.
13.08.2020 администрацией Ипатовского городского округа вынесено решение, которым Таридонову С.И. в переустройстве жилого помещения отказано.
Отказ ответчиком мотивирован положениями пунктов 1, 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; подпункта "в" пункта 2 раздела 1, пункта 6 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"; раздела 5.3 постановления администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23.06.2020 N 787 "Об утверждении схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период 2020 года и до 2040 года.
Указанный отказ судами признан не противоречащим требованиям действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы административного истца, с чем соглашается суд кассационной инстанции по следующим основаниям.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Кодекса;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
На основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного жилого дома входит в состав общего имущества такого дома, уменьшение его размеров, в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов, иного оборудования хотя бы в одной квартире, возможно только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Принятие решения о переходе на индивидуальные источники отопления без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме свидетельствует о нарушении их законных прав и интересов.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2).
На основании пункта 21 статьи 2, части 2 статьи 36 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п. параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения, в процессе эксплуатации здания и сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Согласно Письму Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах" возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения. Минстрой отмечает, что процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома.
Доказательств наличия такой возможности - перехода на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", истцом Таридоновым С.И. не представлено, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются.
Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Согласно пункту 15 статьи 14 Закона от 27.07. 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабждении" запрещается переход жилых помещений на индивидуальные источники отопления в многоквартирных домах, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Схема теплоснабжения муниципального образования Ипатовского городского округа Ставропольского края на 2020 год и на период до 2040 года разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", схема утверждена постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23.06.2020 N 787.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.
Многоквартирный "адрес" в "адрес" края, собственником "адрес" котором является истец Таридонов С.И, не включен в схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края с возможностью перехода на индивидуальное отопление.
Согласно указанной схеме единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования является Ипатовский филиал ГУП СК "Крайтеплоэнерго". Проектная документация на переустройство "адрес" истца, расположенная по адресу: "адрес", с Ипатовским филиалом ГУП СК "Крайтеплоэнерго" не согласовывалась, что подтверждается имеющейся в деле проектной документацией (л.д.24-34).
Таким образом, судами сделан правильный вывод об обоснованности отказа Таридонову С.И. администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края в выдаче разрешения на переустройство квартиры, расположенной по адресу: "адрес" под индивидуальное газовое отопление в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (статья 27 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Такие принципы судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу были соблюдены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 06.04.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Таридонова С. И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.09.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.